Президент Украины Виктор Янукович почтил память Виктора Черномырдина

Михаил Захаров – об обидном провале российской внешней политики.

За прошедшие несколько месяцев российская дипломатия и российская власть, как принято считать, на международном фронте одержали одну блестящую победу и потерпели одно сокрушительное поражение.

Победа – это конфликт в Сирии, где удалось усадить стороны за стол переговоров, хотя казалось, что режим Башара Асада обречен и Россия вновь будет довольствоваться ролью статиста, как это уже не раз бывало в крупных конфликтах, к которым было приковано внимание международной общественности и мировых держав. Россия последовательно ничем не смогла помочь Слободану Милошевичу, Саддаму Хусейну и полковнику Каддафи. А вот Асад при поддержке российских дипломатов сумел сохранить власть, и вполне вероятно, что может сохранять ее в дальнейшем.

С другой стороны, имеется пример Украины, где российская позиция, российская заинтересованность и российское влияние на ситуацию ничего не смогли противопоставить протестующим с Майдана, а каждый шаг, казалось, был ошибочным и ведущим к неизбежному поражению. Это, конечно, очень поверхностный взгляд – были на Украине у России и успехи, но украинские наблюдатели почти в один голос утверждают, что телепропаганда (она, конечно, больше для внутреннего пользования, но на Украине-то ее вполне смотрят) сыграла во вред Виктору Януковичу и раззадорила свободолюбивых украинцев. Так или не совсем так – но ощущение российского провала остается.

Сколько рассказывал нам телевизор об отморозках с коктейлями Молотова, что противостоят героическому «Беркуту», о погромщиках, с которыми отважно борется законно избранный, а потому легитимный президент Виктор Янукович! И вот вся эта эпическая картина разрушилась в одночасье – бойцы «Беркута» разошлись по домам и едва ли не каются перед соотечественниками, а президент (наверно, уже все-таки бывший) покинут соратниками и попутчиками и находится неизвестно где. Хотя новая власть Украины (та, что в Киеве) отчаянно стремится его найти.

Вроде бы Россия все сделала – и предупреждала, и давала деньги, и посылала лучших сынов Отечества, дабы образумить соседей и разрулить конфликт – а все равно в Киеве слышатся призывы из серии «убирайтесь в свою Москву» — по отношению к прежней власти, разумеется. Полный провал, хотя российская власть, как кажется со стороны, до последнего считала, что все делает правильно.

В чем же причины фиаско и отличие от сирийского кейса? Ну, для начала в том, что у России на Ближнем Востоке имеется дипломатия, штатные специалисты довольно приличного уровня и традиции общения с местными элитами. А вот по отношению к Украине и постсоветскому пространству вообще такой дипломатии нет. Ей, собственно, и неоткуда было взяться. Для примера – послы на Украине при Путине и Медведеве – Черномырдин и Зурабов. Не дипломаты, даже не совсем политики, а вообще «крепкие хозяйственники» в прошлом. Должность же им была предоставлена в качестве де-факто синекуры.

Да и традиций – ноль. РСФСР никогда же не вела переговоров на высоком уровне с УССР. В результате Россия воспринимает ближайших соседей в качестве не просто своего «заднего двора», но в качестве просто своей территории. То есть все понимают, что это независимые страны, что не стоит их сильно задирать, но как-то не вполне отчетливо. В этом плане события на Украине и впрямь воспринимаются как однокоренное российской Болотной явление (хотя это как минимум не совсем так). И вообще политика на Украине – это как в условной Архангельской области, а в Армении – как в Челябинской.

Никаких поправок на то, что на Украине существуют десятки центров силы (от олигархических медиа до собственно самих олигархов, от общественных объединений до публичных политиков), постоянно меняющиеся коалиции, российские политические менеджеры в украинском процессе почти не сделали. В результате «пророссийскую» позицию в телевизоре озвучивали лица в некотором смысле маргинальные даже для Партии регионов, вроде депутата Олега Царева.

Или прекрасная ошибка телеканала «Вести-24», чьи продюсеры дозвонились до депутата из Крыма и ожидали от него услышать о зверствах майдановцев. Когда он начал в прямом эфире рассказывать о том, какой Янукович плохой, по ощущению, на российском ТВ не все даже поняли, что произошло, – и только полторы минуты спустя все-таки выключили депутата из прямого эфира. Просто подумали – раз из Крыма, должен быть «наш».

Не до конца, как представляется, учитывают в России и то, что на Украине однажды достигнутая договоренность вовсе не обязательно будет выполнена или принята к сведению иными акторами процесса. Была договоренность? Какая такая договоренность?

Харьковский съезд не вполне понятных людей, что состоялся недавно, – это такое российское, скорее, мероприятие. Нагнали начальства – губернаторов, сенаторов, депутатов – и ждут, что это сыграет в пользу… Вот только в пользу чего? Да никак оно не сыграет. Съезд ОНФ где-нибудь в Волгограде хорош для России, но с Украиной нужно было выбирать какую-то иную стратегию, выстраивать какую-то иную повестку и придумывать иную политику. Потому как эта не сработала. Во второй уже раз, а ведь казалось, первый Майдан нас чему-то научил – в выборы 2010 года мы играли очень осторожно. Оказалось, что нет. Бывший президент Леонид Кучма некогда написал книжку с замечательным названием «Почему Украина не Россия». Видимо, в России этот тезис все еще воспринимается с трудом.

zaharov(4)

Об авторе. Михаил Захаров окончил исторический факультет МГУ в 2003 году. Работал корреспондентом отдела политики журнала «Профиль». Затем аналитиком в Центре коммуникативных технологий «Prопаганда». С 2006 года — политический обозреватель «Полит.ру», сотрудничает с рядом других ведущих федеральных изданий.

Михаил Захаров, фото РИА Новости / Андрей Мосиенко

znak.com

Добавить комментарий