default

Федеральная служба охраны наделала сегодня много шума, слив в газету «Известия» информацию о планах тотальной слежки за оппозиционно настроенными блоггерами. Публикация очень точно просчитана с одной очевидной целью: создать у читателя впечатление, что цензура Интернета в России выходит на новый виток, за каждым недовольным властью теперь будут следить в рамках специальной программы мониторинга и т.п. Разумеется «государственники», у которых «Известия» успели взять комментарий, эту инициативу приветствуют, а в негосударственных СМИ она комментируется в самых зловещих красках.

На самом деле, это действительно интересная история, но не о цензуре, а о «последнем прибежище негодяев».

Изначально тендер ФСО под названием «Оказание услуг по предоставлению результатов автоматического отбора информации СМИ, изучения информационного поля, мониторинга блогов и социальных медиа» являлся банальнейшей схемой по освоению казённых денег через механизм госзаказа. И объявлен этот тендер был не вчера, как уверяют нас «Известия», а 9 августа 2013 года. Сумма его тогда составляла 7 миллионов рублей. 9 сентября состоялся аукцион с единственным участником — АНО Группа реализации проектов «Информэкспертиза». Участник вместо 7 миллионов предложил выполнить госзаказ всего за 6.984.900 рублей. Аукцион, таким образом, состоялся, и 25 сентября по его итогам был подписан контракт до декабря 2013 года. Так что страшная система слежки, о которой рассказывают сегодняшние «Известия», внедрена ещё минувшей осенью — с предсказуемо нулевыми последствиями.

Срок действия того контракта закончился, теперь пришло время заключать в точности такой же контракт на 2014 год. Уже не на 7 миллионов, как «пробный шар», а на 31,8 млн. И вот, 18 декабря 2013 на сайте госзакупок появляется новый госзаказ, идентичный уже действующему, просто на следующий календарный период — с 1 января 2014 по 31 декабря 2015 года. Аукцион по нему назначается на 20 января.

До этого места всё у ребят шло, как по маслу. И история с закупкой силовиками «результатов автоматического отбора» (читай: гугления) на миллион долларов не получала никакой публичной огласки. Но тут вдруг возникли проблемы. Я не знаю, в чём их подоплёка, но на сайте госзакупок можно прочитать жалобу в ФАС от гражданки Истоминой Л.А., датированную 26 декабря. Из жалобы понятно, что в условиях тендера ФСО описан некий фиксированный набор источников мониторинга (базы «Гласс», «Медиалогия» и «Призма»), и формально это можно считать признаком ограничения конкуренции: ведь на рынке существует куча других игроков, по базам которых можно было бы осуществлять тот же самый мониторинг.

Поскольку мы с вами не служим в Федеральной антимонопольной службе, назовём вещи своими именами. В тендере от 18 декабря описана уже существующая система мониторинга — та самая, которая была создана и оплачена казённым баблом на основании предыдущего контракта. Весь смысл тендера — второй раз заплатить государственными деньгами за то же самое, что уже куплено в прошлом году. ИП Истомина Л.А. так написать не может, потому что она не может это доказать. Но схема эта не блещет новизной и революционностью, мы такое видим из года в год. Объявление тендера на создание уже существующего продукта — простой и удобный способ по-быстрому освоить бюджетное бабло под благовидным предлогом. Хорошим диагностическим признаком тут могут служить сроки исполнения заказа. Аукцион назначен на 20 января, то есть контракт будет заключён к февралю, а сроки оказания услуг — с 1 января. Тот самый пресловутый пространственно-временной континуум, о котором уже писал Навальный. Только у него там дороги ремонтировались за −1 день, а у нас тут мониторинг будет осуществляться за −1 месяц от заключения контракта.

Короче, с тендером возникли проблемы. Видимо, у бенефициаров прошлого и нынешнего заказа нашлись конкуренты. И придумалась весьма изящная пиар-комбинация, которая позволяет историю про банальнейший распил миллиона казённых долларов на пустом месте превратить в грандиозную общенациональную страшилку про «слежку ФСО за блоггерами и участниками соцсетей». Соответствующий ужастик вброшен анонимными интересантами через газету «Известия» — и вот уже никому не приходит в голову обсуждать мелкого чиновника, пытавшегося освоить чемоданчик казённого бабла под дурацким предлогом. Все обсуждают зловещий Кремль, бросивший ФСО на борьбу с недовольными в соцсетях и блогосфере. Причём основная роль в возгонке этого вброса «Известий» отводится самим блоггерам и либеральным СМИ, которые, конечно же, не пройдут мимо столь тревожного инфоповода. А когда чиновника, который придумал всю эту распильную схему, вызовут на ковёр в высоком кабинете (вероятно, по доносу его же коллеги из-за стенки, который хотел сам провернуть такую же аферу, но поздно собрался) — то виновник скандала придёт уже с ворохом распечаток: видите, гражданин начальник, как враги наши всполошились? Мы полезное дело делаем, боремся с вашингтонским обкомом. И такая смешная цена…

Если кто-то не понимает, в чём суть контракта, то могу объяснить популярно и на пальцах. Речь идёт всего лишь о мониторинге открытых публичных источников. То есть о банальном гуглении материалов по заранее составленному набору ключевых слов. Не о слежке-прослушке-наружке, не о выемке банковских счетов или потрошении яндекс.кошельков оппозиционных блоггеров, а о том, что из некоторых поисковых баз в ежедневном режиме выкачиваются посты и статусы, содержащие определённые ключевые слова. Подборка автоматически сохраняется на диск исполнителя, архивируется и отправляется на почту заказчика. Который, скорее всего, никогда в неё не заглянет. А если заглянет, то не узнает ничего сверх того, что известно Гуглу и Яндексу: мы, напомним, говорим о мониторинге не почты и телефонных разговоров, а открытых публичных высказываний.

Стоит ли блоггерам бояться, что ФСО их «отмониторит»? Думаю, вопрос риторический: на того же Навального заведено четыре уголовных дела безо всякого мониторинга со стороны ФСО. Что касается тех блоггеров, которые беспокоят власть меньше Навального, то к ним пожелание одно: чтобы боялись рот открыть. Над этим работают и взбесившийся принтер, и Роскомнадзор, и газеты «Известия» со своими страшилками — а тут ещё какой-то мелкий жулик из ФСО им в хвост пристроился…

Эхо Москвы

Оригинал

Добавить комментарий