278f9ebe397315722b3756773f9437c9

17 июня Бельгия наложила арест на госактивы России. На следующий день, 18 июня, во Франции было арестовано имущество информационных агентств Russia Today и ТАСС. Действия Франции и Бельгии связаны с приговором Гаагского арбитража по иску «ЮКОС Юниверсал Лимитед» от 18 июля 2014 года. Аресты российского имущества за рубежом, вероятно, могут состояться и в других странах. «ГОРДОН» спросил у политиков и экспертов: что могут означать подобные аресты и к каким последствиям они приведут?

Слава РАБИНОВИЧ Российский экономист, инвестиционный банкир
Слава РАБИНОВИЧ
Российский экономист, инвестиционный банкир

В то время, когда у России рекордно высокий корпоративный валютный долг, когда страна является чемпионом по импортозависимости и находится под экономическими и политическими санкциями, это еще больше ускорит коллапс экономики.

Аресты проходят по судебной процедуре, которая признается мировым сообществом. Сначала иски от Европейского суда по правам человека или Гаагского третейского суда, а дальше – исполнение обеспечения по этим искам, когда по ним никто не платит. Инфантильное поведение, полное отрицание этих исков и необходимости платить по ним – это первая реакция, а вторая реакция может описываться только английским словом chugs – это бандиты, которые сначала ограбят кого-либо, а когда им предъявляют обвинение, они угрожают взять в ответ заложников. Российские власти, будучи гопниками и бандитами, никоим образом не меняют своей тактики, которую они выработали в начале 90-годов, когда вся эта банда начала организовываться вокруг мэрии в Санкт-Петербурге.

То, что происходило на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, было даже не фарсом, а грустной трагикомедией, в которой участвовали реальные клоуны

Какой инвестор, финансовое учреждение или частное лицо будет инвестировать в страну, госимущество которой арестовывается по всему миру? Я думаю, что это с точки зрения объекта инвестиций ужасно. Это еще больше увеличивает так называемую средневзвешенную стоимость капитала для российских компаний и для России как государства. Стоимость капитала очень сильно поднялась за один день 1 марта 2014 года, сразу после принятия известной резолюции Совета Федерации (решение Совфеда РФ о возможности использования вооруженных сил в Украине. – “ГОРДОН”). Потом она постоянно росла после всех событий, которые происходили – аннексия Крыма, война на Донбассе, сбитый “Боинг”.

В то время, когда у России рекордно высокий корпоративный валютный долг – порядка $600 миллиардов, когда страна является чемпионом по импортозависимости и находится под экономическими и политическими санкциями, это еще больше ускорит коллапс экономики, банкротство российских компаний, потерю рабочих мест, системный кризис в российской банковской системе. Неприятие этих вещей – это отрицание очевидного, и то, что происходило на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, было даже не фарсом, а грустной трагикомедией, в которой участвовали реальные клоуны.

Трудно представить, как Россия будет поступать с этими судебными решениями

Мне трудно оценить два аспекта – это юридическую сторону того, как это может арестовываться и изыматься в пользу истца, и монетарную составляющую. Если иск ЕСПЧ – это порядка $2 миллиардов, то иски из Гааги – это уже $50 млрд, и можно ли арестовать активов на такую сумму – это трудно оценить.

Мы прекрасно знаем, что дальше будет еще несколько исков. Это иски за сбитый “Боинг” (я думаю, что их будет примерно столько же, сколько по ЮКОСу), один иск за Крым, а второй – за Донбасс. И тут суммы могут быть в 10 раз больше, чем за ЮКОС. Процесс подачи исков Украиной не в скором времени ожидается, но даже когда по ним будут присуждены деньги, страна станет в очередь за акционерами ЮКОСа и семьями погибших в сбитом самолете. Трудно представить, как Россия будет поступать с этими судебными решениями.

Если бы режим в России сменился, и новые правительство и президент признали бы эти иски, это поставило бы Россию в кабалу на многие десятилетия вперед, потому что эти суммы чудовищных размеров были бы распределены на выплаты в будущем, принимая во внимание невозможность России платить здесь и сейчас. В этом случае российское государство, включая весь народ, все взрослое население, стариков и детей, платило бы из бюджета очень крупные суммы десятилетиями.

Не только имущество движимое и недвижимое может быть арестовано, включая банковские счета, но могут начать арестовывать экспортируемый Россией товар. Самые первые кандидаты на аресты – это 100% государственные структуры с коммерческой составляющей их деятельности. Например, счета или экспортная продукция “Лукойла” арестовываться не будет, потому что это частная компания, которая публично торгуется на бирже. Что-либо арестовывать у “Роснефти” или “Аэрофлота” также будет проблематично, потому что несмотря на то, что у этих компаний основной акционер государство, тем не менее их акциями владеют многие миноритарные инвесторы, права которых в этом случае будут ущемляться.

Андрей ЗУБОВ Российский историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО.
Андрей ЗУБОВ
Российский историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО.

В Европейском союзе и в Соединенных Штатах очень твердо сказали, что если Россия не прекратит агрессию, то цена этой агрессии для России и плутократического блока, который ею правит, будет возрастать. Она и возрастает.

Это удар не по России, это удар по власти Путина и его окружению. Эти люди фактически сделали национальные богатства России своими частными. И в общем, это удар по ним и по той плутократической модели, которая сейчас сложилась в России, когда богатство совмещено с властью. Причем первична власть, а не богатство. Если у олигархов первично богатство, которое приведет к власти, то у нас захват власти группкой людей приводит к ее колоссальному богатству.

Этот арест – еще один сигнал к тому, что политика, которую ведет господин Путин, бьет очень сильно по самой правящей элите. О судьбах народа и страны они не думают совершенно. Но вот именно их имущественная и денежная судьба становится все больше и больше под удар. Мне кажется, это еще один стимул для них, чтобы подумать, правильную ли политику они избрали. Я напомню, что в Европейском союзе и в Соединенных Штатах очень твердо сказали, что если Россия не прекратит агрессию, то цена этой агрессии для России и плутократического блока, который ею правит, будет возрастать. Она и возрастает.

Богдан ЯРЕМЕНКО Украинский дипломат, генеральный консул Украины в Эдинбурге (2006—2008) и Стамбуле (2010—2014).
Богдан ЯРЕМЕНКО
Украинский дипломат, генеральный консул Украины в Эдинбурге (2006—2008) и Стамбуле (2010—2014).

Это причинит ощутимый вред финансовой и коммерческой деятельности российского государства за границей. В конце концов, это принесет убытки России.

Арест российского имущества за границей не политический, а правовой акт. Он связан с соответствующими тяжбами, арбитражным делом, которое выиграл Ходорковский против России. Европейская Фемида не имеет права не реагировать на это. Она обязана арестовывать российское государственное имущество, поскольку после того, как Ходорковский и его партнеры по ЮКОСу выиграли дело, Россия должна им возместить ущерб, чего она делать не собирается. Никто не прогнозировал никаких политических последствий, поскольку никто не руководствовался политическими мотивами при принятии этих решений.

А вот со стороны России любые ответные шаги – это чисто политические действия и они не имеют ничего общего с правом. Отсюда и вся сложность в прогнозах относительно того, что будет дальше. Некоторые действия бельгийского правительства являются чрезмерными. Скажем, арест счетов дипорганизаций. Тут можно согласиться, что согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях, дипломатические агенты и организации имеют безусловный иммунитет и их счета не могут арестовываться. Что касается всего остального, то это может относиться к счетам российских государственных предприятий, компаний и банков с частью государственной собственности и может быть арестовано.

Это причинит ощутимый вред финансовой и коммерческой деятельности российского государства за границей. В конце концов, это принесет убытки России. Но нельзя называть убытками отчуждение имущества по решению суда. Это правовой процесс.

Владимир ОГРЫЗКО Украинский дипломат, министр иностранных дел Украины (2007–2009).
Владимир ОГРЫЗКО
Украинский дипломат, министр иностранных дел Украины (2007–2009).

Это будет иметь непосредственное и прямое влияние на интересы Российской Федерации. В этой связи меня продолжает удивлять то, что наша власть не смогла до сих пор пойти тем путем, по которому пошел ЮКОС.

Это очень сильный удар и самый досадный для России в данных условиях. Западные страны никоим образом не будут в эту ситуацию вмешиваться, потому что их правовая система предусматривает независимость суда. Если суд принял решение, то только следующая судебная инстанция может либо отменить его, либо подтвердить.

Это будет иметь непосредственное и прямое влияние на интересы Российской Федерации. В этой связи меня продолжает удивлять то, что наша власть не смогла до сих пор пойти тем путем, по которому пошел ЮКОС, и добиваться максимально быстро соответствующих решений судов в Европе или США. А за границей Россия, захватившая всю советскую собственность, имеет колоссальные объекты и активы.

Это было бы очень серьезным элементом сдерживания, но у нас пока лишь продолжают собирать факты. Сколько их можно собирать – непонятно. Это либо тотальная безответственность, либо вещи, о которых, честно говоря, не хочется думать, но они как-то приходят на ум сами по себе. По вопросу Крыма все на поверхности, давно понятны убытки и можно легко это довести до конца. Но у меня такое ощущение, что все спускается на тормозах, и причины для меня непонятны.

Леонид НЕВЗЛИН Российско-израильский предприниматель и общественный деятель, один из бывших руководителей нефтяной компании "ЮКОС".
Леонид НЕВЗЛИН
Российско-израильский предприниматель и общественный деятель, один из бывших руководителей нефтяной компании «ЮКОС».

Наши юристы занимались этим уже более 9 лет, сейчас получены первые результаты. Но группа готова работать столько лет, сколько надо, для того чтобы получить все, что нам полагается.

Если сегодня, так сказать, мы получили новость по Бельгии и Франции, то через какое-то время мы получим новость и по другим европейским странам, по Соединенным Штатам Америки, потом, вероятно, и по Индии, и по Китаю. И что дальше будет делать Российская Федерация?

Наши юристы занимались этим уже более 9 лет, сейчас получены первые результаты. Но группа готова работать столько лет, сколько надо, для того чтобы получить все, что нам полагается.

Это не мое дело – как Российская Федерация будет относиться к своим выставкам… Дело в том, что эти активы не исчезли, не растворились, они находятся сейчас в собственности де-факто Российской Федерации, поэтому и средства находятся в руках Федерации. То, что компенсация идет из бюджета, – это не наша проблема.

Откуда Российская Федерация будет пополнять эти средства, выплачивать – это дело Российской Федерации… Что хотят, то и делают. Наша задача очень маленькая – добиться компенсации. Вот и все.

Источник: Телеканал «Дождь»

Гордон

Добавить комментарий