1414710126_1395127291_1

Недавно Государственная дума Российской Федерации приняла во втором чтении законопроект, запрещающий «пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, которые сотрудничали с фашистами, а также тех, кто не признает приговор Нюрнбергского трибунала». Российские депутаты опять оказались в роли унтерофицерш, подводя под приговор Русскую освободительную армию, воевавшую против СССР под нынешним государственным флагом России.

Кажется, это первый случай в современной истории, когда власть решает наказать саму себя за свой же государственный символ. Теперь, согласно законопроекта, изготовление или сбыт государственного флага РФ в целях пропаганды или приобретение в целях сбыта или пропаганды будет расцениваться как преступление, а преступник подвергаться штрафу – от 20 до 100 тысяч рублей.

Казалось бы странный законопроект скорее всего направлен против Украины и современных украинских организаций, имевших историю борьбы с большевизмом, и которые российская политическая историография приписывает к «фашистским организациям». Но, как это часто бывает, российские политики пытаются яростно бороться с врагом, не обращая внимания на собственную историю и грехи. К примеру, если считать «фашистской» свастику, то с 1918 года она была на нашивках офицеров и бойцов Красной армии Юго-Восточного фронта. Объяснялось это тем, что на фронте воевали калмыцкие части, бойцы которых были буддистами, а свастика – один из распространенных символов буддизма.

Но такая же нашивка была и у бойцов башкирских частей. На документах Отдела Управления Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ставилась официальная печать в виде свастики. На советских купюрах до 1922 года свастика также была частью дизайна, пока нарком просвещения Анатолий Луначарский не разъяснил, что использование свастики может быть расценено как поддержка «контрреволюционной немецкой организации «Оргеш». На самом деле появление свастики в политике связано с созданием в 1918 году Берлинского Тевтонского ордена, членом которого стал Адольф Гитлер. Первое появление будущего фюрера рядом со свастикой произошло в 1921 году.

Отношение к свастике мотивировано использованием в политике, хотя символ появился давно, несколько тысяч лет назад, а в этнографии – до настоящего времени в культурах многих народов мира. Лишь после того, как в Германии свастике придали значение символа возрождения арийской расы, к ней стали относится исключительно как к символу фашизма, идеология которого получила популярность в нескольких странах, в том числе и среди русской эмиграции.

В начале 30-х годов прошлого века на улицах Харбина можно было встретить людей, на груди которых были партийные знаки – под двуглавым имперским орлом находилась черная свастика на желтом фоне. Люди были членами Российской фашистской партии, созданной российскими эмигрантами в Маньчжурии. Сама партия была основана студентами и преподавателями Харбинского юридического факультета под руководством профессора Николая Никифорова, вначале она называлась просто Русская фашистская организация. Позднее, вплоть до разгона в 1943 году, она называлась Всероссийская фашистская партия. К середине 30-х годов партия имела разветвленную сеть организаций: Российское Женское Фашистское Движение, Союз Юных Фашистов – Авангард, Союз Юных Фашисток – Авангард, Союз Фашистских Крошек.

В городе Маньчжурия, всего в 4-х километрах от советской границы, по ночам над зданием «Руского клуба» светилась иллюминация – огромная свастика. Над самим зданием развивался партийный флаг, который представлял собой полотнище с чёрной свастикой на жёлтом фоне ромба в белом прямоугольнике. Знамя было освящено 24 мая 1935 года в Харбине архиепископом Нестором и епископом Димитрием. Религиозный значок фашистской партии для православных был с изображением Св. Владимира, обрамленный черно-красной, «владимирской лентой». Судя по тому, что в партии было иерархическое разделение, звания и чины были похожи на военные – начальник отдела, начальник района, начальник группы. Члены партии были обязаны ходить в черной форме, напоминающей итальянских чернорубашечников и носить нарукавные повязки в виде партийного флага со свастикой. У партии был гимн, исполняемый на мотив Преображенского марша, который выражал призыв к объединению и пробуждению русской нации.

Русские фашисты создали разветвленную сеть отделений . В Шанхае и Харбине выходили газеты – «Наш путь» и «Нация», а также одноименный журнал. Еще в 1928 году в Харбине вышла книга Ф. Горячкина «Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин», в 1934 году – книга лидера партии Константина Родзаевского – «Азбука фашиста». Уже в современной России, при президенте Путине книги и публикации Родзаевского вновь издаются в сборнике «Завещание русского фашиста». В публикациях Родзаевский не скрывал своих симпатий к итальянским и немецким фашистам, особенно в книге «Современная иудаизация мира, или Еврейский вопрос в XX столетии», написанной в 1943 году. Наиболее националистической была программная статья «Русскость российского фашизма», опубликованная в журнале «Нация» в 1938 году.

В 1937 году партия была переименована в Российский фашистский союз, который объединил двух лидеров Константина Родзаевского и Анастасия Вонсяцкого, создателя Всероссийской фашистской организации в Томпсоне (США, штат Коннектикут). Русские фашисты в США были менее активны, чем их единомышленники в Китае. Они выпускали в Коннектикуте газету «Фашист», а после объединения – газету «Русский авангард», уже в Шанхае. У партии Вонсяцкого был свой гимн на мелодию «Horst-Wessel-Lied», в которой строки звучат так: «Соратники! Нас ждёт земля родная! Все под знамёна! Родина зовёт… Вонсяцкий – Вождь, измену, трусость презирая, На подвиг нас, фашистов, поведёт». Последние строки не оставляют сомнения в цели партии – «И свастика над Кремлем ярко засияет, И чёрный строй пройдёт через Москву».

Русский фашистский союз в 1943 году был запрещен японцами, оккупировавшими Маньчжурию. Судьба лидеров известна: Родзаевский неожиданно для многих уехал в СССР, где был арестован и приговорен к расстрелу, Вонсяцкий был арестован в США и приговорен к пяти годам тюрьмы. После освобождения он перестал заниматься политикой и умер в возрасте 67 лет в американском городе, по иронии судьбы называемом Сенкт-Питерсберг. Русский фашизм начал свое возрождение в конце 80-х годов.

Самой крупной организацией, пропагандирующей русский национализм, антисемитизм и восстановление монархии, была «Память» Дмитрия Васильева. Трудно себе представить, чтобы «Память», возникшая в 1980 году существовала бесконтрольно со стороны КГБ. Генералы КГБ Олег Калугин и Леонид Шебаршин подтвердили эту связь, как и происшедший «раскол» и создание еще с десяток подобных организаций по всей России. В отличие от эмигрантов 30-40 годов, современные националисты избегали слова «фашизм», понимая, что общетво его не примет. Но затем, созданное с помощью КГБ Русское национальное единство (РНЕ) Александра Баркашова решило вернуть свастику, избрав в качестве символа «коловрат» один из вариантов свастики.

Вслед за Васильевым, Баркашов не скрывает своих националистических взглядов, во многом перекликающихся с идеологией Русской фашистской партии русских эмигрантов. Внешняя атрибутика та же – черные рубашки, нарукавные повязки со свастикой-«коловратом» и аналогичное немецким нацистам приветствие – вскинутая в верх правая рука. РНЕ имеет полувоенную структуру, не скрывая публикует видео и фотографии с военных сборов. Как и общество «Память» баркашовцы активно поддерживали действия российской власти в Чечне, поддерживают и активно участвую в нынешних событиях в Восточной Украине.

Больше тридцати лет в России действует большое количество националистических и профашистских организаций. Некоторые из них, бесконтрольные и не имеющие связи с Кремлем, запрещают и закрывают, но большинство из них – это та часть общества, которая заменяет российской власти «гражданское общество». Все эти тридцать с лишним лет эксперты мучались в догадках – каким образом националисты свободно действуют в стране, которая официально считает себя «победителем фашизма». Теперь, когда Александр Баркашов в социальных сетях отдает распоряжения и комментирует ситуацию на Донбассе, сомнений уже нет, что все эти тридцать с лишним лет фашисты и националисты действовали с благословения и при поддержке российских спецслужб.

Казус с законопроектом – лишь часть бессознательного изображения деятельности, которая рассчитана скорее на внутреннего потребителя – российское население. Теперь можно с уверенностью говорить о старых традициях русского фашизма, мало чем отличающегося от всех других фашистских режимов середины 20 века. За полгода военных действий в Донбассе можно было увидеть огромное количество представителей различных организаций со своей атрибутикой и своими лозунгами. Теперь они не стесняются действовать открыто, а «русский мир» – официальная идеология Кремля. Нелепость ситуации еще и в том, что Кремль с удовольствием празднует 9 мая, поддерживая родных фашистов и их идеологию.

Олег ПАНФИЛОВ

Добавить комментарий