1409928875_1

Кризис на востоке Украины стал ключевой темой повестки дня последнего саммита НАТО. Судя по всему, вскоре Альянс смахнёт пыль с оперативных планов по обороне восточных рубежей.

«Нынешний саммит НАТО будет самым важным за всю историю альянса» – заявил в приветственном обращении Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, ссылаясь на беспрецедентный контекст: российскую угрозу международной безопасности.

Кризис на востоке Украины стал ключевой темой повестки дня, подвинув окончание военной миссии Альянса в Афганистане и утверждение тезиса о материальной, а не военной основе обеспечения международной безопасности. Учитывая необходимость противостоять новой великороссийской доктрине Путина, НАТО постепенно возвращается к давно забытой политике сдерживания. Судя по всему, в очень скором времени Альянс смахнёт пыль с оперативных планов по обороне восточных рубежей. Естественно, масштабные танковые баталии на европейском театре боевых действий не предвидятся – военный прогресс не стоит на месте. Однако страны-члены организации продемонстрировали готовность противостоять российской угрозе, даже несмотря на традиционную осторожно-пророссийскую позицию Германии.

По словам Петра Порошенко, результаты саммита — именно то, чего мы ожидали. Страны-члены НАТО выразили политическую поддержку Украине, решительно осудив в итоговой декларации заседания Комиссии Украина–НАТО «российскую незаконную и самопровозглашенную аннексию Крыма и ее умышленную дестабилизацию восточной Украины, которая продолжается, в нарушение международного права». Они поддержали украинский мирный план и призвали Россию изменить курс военной интервенции и поддержки сепаратистов на активные шаги по деэскалации ситуации.

Украине также будет выделена финансовая помощь в размере 15 млн. евро, предназначенная, по словам Расмуссена, на усиление кибернетической защиты, логистики, командного контроля, а также помощи с реабилитацией раненых в ходе боевых действий. Наша страна также будет получать консультативную помощь в сфере реформирования сектора обороны.

Отсутствие в этом списке намёка на помощь вооружением объясняется в частности тем, что НАТО как организация не имеет своих вооружённых сил как таковых – её войска состоят из контингентов стран-членов, степень и характер участия которых согласовывается заранее. С другой – украинская сторона, видимо, прислушавшись к рекомендациям Польши, компенсировала это началом разговора о покупке оружия у членов НАТО. Однако, судя по всему, снова слишком скромничает. К примеру, премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг, сообщила, что запросов из Украины относительно приобретения оружия пока не было. Вместо Украины наши нужды озвучил американский сенатор Джон Маккейн: «В первую очередь — противотанковое вооружение, поскольку тяжелая бронированная техника – это основное средство, используемое россиянами. Также Украине необходимо предоставить разведданные, а также противовоздушное и противозенитное вооружение».

Политическим ответом Путина может стать официальное признание США и НАТО главными стратегическими противниками России. Генерал армии Якубов — координатор управления генинспекторов Минобороны РФ — уже заявил о праве нанесения «превентивных ядерных ударов» по США. Задел тому уже есть – на учениях в 2009–2013 годах российская армия открыто практиковалась наносить ядерные удары по Варшаве. Хотя устрашение нужно было начать с улучшения состояния российских стратегических ядерных сил, которые, во-первых, технологически зависят от украинского ВПК, а во-вторых, используют устаревшие типы ракет-носителей.

Прошедший саммит стал «самым важным» не только для НАТО, но и для Украины – будучи, по словам Расмуссена «ключом для евроатлантической безопасности», вместе с Альянсом она заложила прочную основу для дальнейших шагов по укреплению собственной, а также европейской и евроатлантической стабильности. Дальнейшее, в том числе и развитие ситуации на Востоке, будет зависеть от внешнеполитической решимости нашей страны.

Тарас ЖОВТЕНКО

Добавить комментарий