1

«Таких пламенно-пророссийских политиков, как Дональд Трамп, кандидат в президенты США от республиканцев, в Америке не бывало с начала холодной войны», — пишет в Newsweek журналист Оуэн Мэттьюз.

Автор напоминает: если четыре года назад кандидат-республиканец Ромни объявил Россию самой сильной геополитической угрозой для США, то Трамп расхвалил президента Путина. «Трамп также отмахнулся от утверждений, что Путин убивал политических противников («Наша страна тоже много убивает», — сказал он в интервью MSNBC), дал понять, что «рассмотрит» вопрос о признании российской аннексии Крымского полуострова, а также поинтересовался, должны ли США защищать союзников по НАТО, которые за себя не платят. Когда, как доказано аналитиками по вопросам безопасности, российские хакеры украли архив электронных писем с серверов Национального комитета Демократической партии (DNC), Трамп воззвал: «Россия, если ты меня слышишь,» — и попросил ее украсть еще кое-что путем взлома», — говорится в статье.

«Трамп порывает с внешнеполитической доктриной Республиканской партии и почти всеми внешнеполитическими стратегами-республиканцами, которых я знаю», — сказал Майкл Макфол, который в 2012-2014 годах был послом США в России.

«Легко понять, почему Путин считает усиление Трампа подарком судьбы и почему, по словам аналитиков по вопросам безопасности, он мобилизовал в помощь Трампу своих кибершпионов и медийные ресурсы», — продолжает Мэттьюз. Макфол считает: «Трамп ратует за политику изоляционизма и отречение США от мирового лидерства. Его мало волнует продвижение демократии и прав человека. Уход США из глобальной политики прекрасно гармонирует с интересами Путина на международной арене».

Автор статьи замечает: «Путин проявляет относительную сдержанность при своей публичной поддержке Трампа (он назвал его «ярким и талантливым», что по-русски звучит как вялая похвала), но спонсируемые Кремлем средства пропаганды типа «Спутника» и телеканала RT (бывший Russia Today) расточают похвалы Трампу, выкладывают в «Твиттер» мемы с хэштегом #CrookedHillary и поддерживают утверждения Трампа, что Барак Обама «основал ИГИЛ» (террористическую организацию, запрещенную в РФ. — Прим. ред.), а российская высококлассная армия хакеров, спонсируемых государством, атаковала Хиллари Клинтон и Демократическую партию».

Более того, Кремль упивается новой ролью силы, которая вмешивается в политическую жизнь США, считает автор. «После того как США много лет, особенно в хаотичных 1990-х, влияли на дела России, то, что Кремль вновь изображают в роли глобального кукловода, — сладостная месть в его понимании. А вот самое существенное: поддержка Трампа Кремлем — элемент долгосрочной стратегии, призванной сеять раздоры и распад на Западе», — говорится в статье. По мнению Мэттьюза, Кремль полагает, что Россия выигрывает всякий раз, когда западный истеблишмент оказывается в неловком положении.

Вопрос о том, как Трамп стал «человеком Путина в Вашингтоне», более загадочен. Экс-директор ЦРУ Майк Морелл написал, что Путин с помощью лести «завербовал Трампа в качестве невольного агента РФ». Мэттьюз полагает, что истинная картина не столь однозначна. В 2007 году Трамп заявил в интервью CNN, что Путин «прекрасно справляется» с восстановлением России. «В то время Трамп проталкивал в Москве сделки в сфере недвижимости и, по словам одного живущего в Москве американского бизнесмена, который вел с ним переговоры, восхищение Трампа Путиным коренилось в «сплошном своекорыстии». «Он стремился обзавестись друзьями и деловыми партнерами» в кругах российской элиты, имеющей политические связи», — передает автор. Этот бизнесмен-застройщик, пожелавший остаться анонимным, пояснил: «Олигархи не станут заниматься бизнесом с кем-то, кто ругает босса».

«Влечение Трампа к Кремлю усилилось после того, как в 2014 году он начал политическую карьеру. Трамп окружил себя советниками, которые тесно связаны с путинским режимом», — пишет далее автор.

«В России у Трампа есть деловые связи, восходящие к 1987 году», — утверждает Мэттьюз. В то время Трамп обсуждал идею строительства отеля вместе с «Интуристом». «Та сделка закончилась ничем, но в 1996-м Трамп вернулся, чтобы вести переговоры о проекте элитного кондоминиума вместе с американским гигантом табачной индустрии «Лиггетт-Дукат» (так в оригинале, на самом деле так называлась московская табачная фабрика, принадлежавшая американской компании. — Прим. ред.). Вышеуказанный американский бизнесмен вспоминает, что Трамп «важничал», «но требовались не связи в мире недвижимости Нью-Йорка, а политические связи в Москве. Их у Трампа не было». В 2005 году Трамп надеялся построить в России «Башню Трампа», но и эта сделка провалилась.

«Трампу больше повезло с продажей элитной недвижимости богатым россиянам на Западе», — продолжает автор. Кроме того, поскольку после нескольких банкротств Трампу было трудно привлечь деньги на Западе, он нашел у российских и казахстанских инвесторов средства для четырех проектов своего партнера — нью-йоркской Bayrock.

«Последние по времени российские партнеры Трампа — птицы самого высокого полета: застройщики Араз и Эмин Агаларовы, уроженцы Баку», — сообщает Мэттьюз, но подчеркивает, что даже Агаларовы далеки от «больших лиг власти и денег» в России.

«Странно, что люди говорят о деловых интересах Трампа в России, ведь в России он так и не преуспел, — говорит вышеупомянутый американский застройщик. — Он пытался стать игроком, но не был знаком с правильными людьми».

Впрочем, полагает Мэттьюз, благодаря своей политической карьере Трамп — важный элемент стратегии Путина по ослаблению Запада и привлечению консерваторов в антилиберальный альянс, который возглавит Россия.

«В плане темперамента между Путиным и Трампом мало общего. Путин — жесткий, застенчивый, четко контролирующий себя профессиональный сотрудник КГБ, который провел жизнь в институциях, где царила дисциплина, а к власти прорвался не через публичную политическую жизнь, а потому, что был идеальным придворным для Бориса Ельцина. Трамп — раскованный делец, охочий до предметов роскоши, красивых женщин, всего, что приносит широкую известность, остро нуждающийся в признании со стороны масс», — считает автор. Но Мэттьюз все же находит общие черты: «Оба — блестящие тактики-приспособленцы, скептически относятся к правде и охотно выдергивают отдельные факты, чтобы выстраивать объяснения, работающие на их цель». По мнению автора, Трамп больше похож не на Путина, а на российских или украинских олигархов, которые подчиняют себе политические движения, чтобы использовать их в свете собственных амбиций и деловых интересов.

«Кремлевская поддержка Трампа (в форме одобрения пропагандистскими каналами типа RT и «Спутника») ничего не значит на выборах», — считает автор. По его словам, даже огласка писем DNC не особо ударила по рейтингу Хиллари Клинтон. «Что по-настоящему тревожно, так это методы кибервойны, применяемые Кремлем для срыва выборов, а также более широкая и более зловещая политическая программа, которую стремится осуществить Кремль», — говорится в статье.

Newsweek

Inopressa

Добавить комментарий