1409682910_1

Даже если РФ удастся задавить Украину своей военной мощью, это станет лишь маленькой победой в одном из множества сражений вечной войны.

Если вы хотите понять, что и почему РФ творит в Украине и за ее пределами, речь начальника российского Генштаба в январе 2013 года может стать неплохим объяснением. Россия ведет войну с Западом по всем фронтам, поскольку ее руководство уверено, что Запад, в свою очередь, злоумышляет против РФ.

Генерал армии Валерий Герасимов, который отметился во второй чеченской войне и возглавлял Генштаб с 2012 года, выступил на конференции в Академии военных наук – крупнейшем съезде российских военных стратегов и историков. «В 21 веке наметилась тенденция к стиранию границ между миром и войной. Войны уже не объявляются официально и больше не следуют установленным правилам», — заявил Герасимов.

Затем генерал уточнил: «Акцент сместился на использование политических, экономических, информационных, гуманитарных и прочих невоенных мер наряду с применением протестного потенциала местного населения. Все это должно сопровождаться скрытыми военными операциями – к примеру, методами информационной войны и задействованием спецназа. Открытое использование силы, часто под прикрытием миротворческой деятельности и посредничества в разрешении кризиса, должно применяться на финальной стадии, как правило, чтобы добиться полной победы в войне.

Асимметричные действия, которые позволяют стороне оценить преимущества противника, также распространяются все шире. К ним относятся использование спецназа и внутренней оппозиции для создания постоянно открытого фронта на территории государства-противника, а также для информационного влияния, методы которого постоянно совершенствуются».

Заметьте, в начале 2013 года не было еще и намека на грядущий кризис в Украине, и Герасимов озвучивал свое понимание западной, а не российской, стратегии и тактики. Он приводил в пример восстания Арабской весны и гражданской войны в Ливии, во время которых на стороне повстанцев сражались наемники. Начальник Генштаба сказал, что в плане понимания методов гибридной войны Россия пока еще только ученик. «Хотя мы разбираемся в традиционных формах ведения войны, наше знание асимметричных методов остается поверхностным», — пожаловался генерал, добавив, что России нужно развивать собственные гибридные стратегии.

Военные стратеги с давних пор предпочитают объяснять свои идеи на примере действий противника, а не собственных. Американские теоретики тоже говорят о гибридной или же асимметричной войне скорее как об угрозе, от которой нужно обороняться, чем как о стратегии нападения. «Вместо отдельных врагов, использующих разные методы войны – традиционные, нерегулярные или террористические – мы можем столкнуться с противником, который будет применять все формы и тактики войны одновременно», — об этом еще в 2007 году писал американский ученый Фрэнк Хоффман.

Этот метод отстраненного описания методов гибридной войны прекрасно сочетается с картиной мира Герасимова, нарисованной по оруэлльскому шаблону, где война – это мир, а необъявленные войны бесконечны и вездесущи. Как и Океания Оруэлла, Россия постоянно находится в состоянии войны со всем миром.

С этой точки зрения протесты против фальсификации выборов в Москве в 2011 и 2012 годах на самом деле были попытками внешних врагов навредить России и оспорить победу Владимира Путина.

Куда более успешные протесты в Киеве в конце 2013 — начале 2014 года требовали российского вмешательства с применением всех доступных методов – пропагандистской машины, дипломатических маневров, экономического давления, спецназа, подогревания протестов в Крыму и на востоке Украины. Все более активное использование регулярных российских войск в последние недели может стать прелюдией к полноценному вторжению «для достижения полной победы в войне», о которой говорил Герасимов, но даже об этом объявлять не нужно: зачем, если война и так повсюду, и о ней знают все?

Человеку, для которого весь мир – постоянный театр военных действий, все, что происходит, кажется лишь элементами сценария. Западные санкции? Есть. Западные медиа пишут, что нападение на Украину – сигнал о возрождении имперских амбиций России? Есть. Свои же оппозиционные журналисты ищут могилы российских солдат, погибших в Украине? Есть. Эта колонка? Само собой, все это часть войны. Военным стратегам неважно, почему противник стал противником. Для них имеет значение только победа.

Генштабы России и Украины сейчас обсуждают возможность упорядочивания конфликта на Востоке. Но для генерала Герасимова и его начальника Путина это всего лишь очередной тактический ход. Даже если им удастся задавить Украину своей военной мощью, это станет лишь маленькой победой в одном из множества сражений вечной войны.

Леонид БЕРШИДСКИЙ

Добавить комментарий