Президент США обладает шансами войти в историю Победителем халифата
Президент США обладает шансами войти в историю Победителем халифата

Стратегия борьбы с ИГ, разработанная в Вашингтоне, начинает приносить ощутимые результаты

Наступление сил Исламского государства в мае текущего года вызвало в Ираке настроения, близкие к паническим. Боевики захватывали населенные пункты один за другим, взяв под свой контроль практически все территории страны, населенные арабами-суннитами. «Главным призом» для исламистов в этом смысле стали города Рамади и Фаллуджа – два основных центра западноиракской провинции Анбар.

Отчаянным напряжением сил полуразвалившейся иракской армии, шиитских формирований под управлением иранских инструкторов и американской авиации остановить боевиков удалось лишь в 40 километрах от Багдада. В столице тогда начался переполох, многие жители, опасаясь «неминуемого» прихода ИГ, бросали свои пожитки и убегали на восток, в сторону границы с Ираном.

На тот момент исламисты весьма успешно действовали и в Сирии, где им удалось захватить древний город Пальмира, отбросив от него правительственные войска. С расширением территории в халифат отправлялось все больше добровольцев и денег, что приводило к новым победам. Все больше приверженцев радикальной версии ислама по всему миру начинали считать, что Абу Бакр аль-Багдади – действительно халиф, которому благоволит сам Всевышний, а не очередной самозванец. Казалось, что наступление ИГ остановить уже невозможно.

В мае иракские войска убегали из Рамади, сейчас наступают на него
В мае иракские войска убегали из Рамади, сейчас наступают на него

Однако «противоядие» нашлось. Благодарить за это надо президента США Барака Обаму и его команду, которые не поддались алармистским призывам «немедленно отправить войска», «проводить ковровые бомбардировки» и даже «подумать о ядерном ударе», звучавшие как внутри страны, так и за рубежом.

В Белом доме осознали, что эскалация конфликта с участием «неверных» – это именно то, что нужно лидерам ИГ, они ждут и надеются именно на такое развитие событий. Ответ же Вашингтона был намного более сдержанным: Обама, не вдаваясь в подробности, объявил, что стратегией США будет «сдерживание и разрушение» Исламского государства, что впоследствии оказалось лучшей линией поведения в крайне запутанной войне.

Поскольку объявленный в Ираке и Сирии халифат – структура сугубо идеологическая, в ее доктрине содержится не только весьма мощная сила, но и главная слабость. В отличие от любого другого государства Исламское (то есть сакральное, священное для его сторонников) обязано обладать рядом «предначертанных» особенностей, без которых оно просто немыслимо. Одна из них – постоянные военные успехи и, соответственно, постоянное расширение подконтрольной территории. Идеологический смысл тут такой: пока государство растет, у него есть «поддержка Аллаха», оно «то самое», настоящее и все делает правильно. Если же его рост останавливается, оно начинает проигрывать битвы и сокращаться, то значит «божественность» халифата улетучилась, он перестал пользоваться расположением Всевышнего.

Американские ударные дроны не дают покоя боевикам ИГ
Американские ударные дроны не дают покоя боевикам ИГ

Смысл действий американцев заключался как раз в том, чтобы не давать ИГ расширять подконтрольную территорию. Расчет прост: остановленный в развитии «священный халифат» перестанет быть таковым в глазах собственных сторонников – людей весьма верующих и обращающих пристальное внимание на подобного рода «знамения». В постоянных победах над превосходящим противником глубоко верующий человек видит подтверждение правоты своего дела. Когда победы сменяются поражениями, он уже даже не может быть уверен, что попадет в рай в случае гибели. Фанатик, лишенный главной мотивации, становится практически бесполезным. Более того, он тут же начнет искать «предателей» и «неверных» в рядах собственных соратников и руководителей. Боевой дух у боевиков ИГ обрушится под плинтус, халифат начнет пожирать сам себя.

Тут даже необязательно было учинять исламистам решительный разгром. Напротив, небольшие, но постоянно повторяющиеся поражения намного острее подтачивают уверенность боевиков в своих силах, чем единичное, но крупное: одно может оказаться случайностью, а вот устоявшаяся тенденция – это совсем другое дело.

Для реализации этой цели в Вашингтоне разработали весьма действенную тактику. Американцы взялись снабжать всем необходимым курдов и наиболее боеспособные остатки иракской армии, а также полностью прикрывать их действия с воздуха. Кроме того, для отдельных, особо важных операций американцы начали использовать свой спецназ.

Американцы сумели натренировать иракский спецназ, который неплохо показал себя в бою
Американцы сумели натренировать иракский спецназ, который неплохо показал себя в бою

В результате боевики ИГ лишились возможность собирать крупные силы для проведения масштабных наступательных операций, их оборонительные укрепления и рубежи уничтожаются ударами с воздуха, развернуть тяжелую технику они по той же причине не могут, организовать нормальное снабжение своих войск им также крайне тяжело.

В этих условиях курды за несколько месяцев практически полностью освободили восточную и центральную часть сирийско-турецкой границы. От дальнейшего продвижения на запад их остановил только окрик Анкары, напуганной тем, что курдское квазигосударство вдоль южной границы полностью отрежет Турцию от Сирии и Ближнего Востока. Кроме того, в результате совместной с американцами авиации курды захватили город Синджар, перерезав единственный путь сообщения между иракской и сирийской частями ИГ, фактически разделив его на две части.

Но и на этом неприятности исламистов не закончились. Американцы все-таки сумели поднять из мертвых иракскую армию, обучив и оснастив несколько крупных ее подразделений. Взаимодействие с ней США строят на тех же принципах, что и с курдами: иракские войска наступают по земле, а американцы обеспечивают им плотное воздушное прикрытие.

Главным врагом ИГ в Сирии остаются местные курды
Главным врагом ИГ в Сирии остаются местные курды

Главной операцией декабря для них стало освобождение от исламистов города Рамади – столицы Анбара, захваченной в мае. Бои в городе еще продолжаются, но иракское командование рапортует: административный центр взят, главные дорожные развязки, полицейские участки и основные улицы под их контролем. Остатки исламистов либо бегут из города, либо пытаются смешаться с местным населением.

Захват столь крупного города – это первый серьезный успех иракской армии за все время войны против ИГ. Ранее она неизменно терпела одно поражение за другим. Эта победа, несомненно, вселит в правительственные войска уверенности в своих силах и позволит им далее действовать еще более решительно и агрессивно. Кстати, почти одновременно с Рамади халифат потерял еще один иракский город – Хоиджа, который был освобожден силами иракских курдов. Следующий на очереди – город Фаллуджа, который с падением Рамади фактически оказался в окружении.

Для Исламского государства череда военных поражений становится все более серьезной проблемой. Если ситуация немедленно не изменится для него к лучшему, то проект «Всемирный халифат» будет закрыт по причине явной утраты связи с Высшими силами и их поддержки. Для организации, полностью построенной на религиозных откровениях, ничего хуже быть не может.

Вероятно, именно поэтому лидеры ИГ решились на открытие нового фронта идеологической борьбы: Абу Бакр аль-Багдади в недавно выпущенном аудиообращении впервые пообещал теракты Израилю, который в исламском мире не любят почти все. Израильская карта – это «козырный туз» в руках исламистов – самый легкий способ завоевать (или вернуть) популярность. Однако этот путь – очень рискованный. Дело в том, что Израиль и ответить может, причем куда жестче, чем американцы или россияне. Если Багдади начал грозить в эту сторону, то дела у него, видимо, совсем плохи.

Впрочем, у него есть еще слабая надежда на то, чтобы вернуть Исламскому государству прежние «сакральность и божественность», вместе с которыми улетучиваются и люди, и деньги. Для этого ему необходимо всеми правдами и неправдами привлечь в Сирию западные наземные войска и вступить с ними в битву. Путь для осуществления этой задачи только один – организация новых терактов в Европе, США и (теперь уже) Израиле.

Однако сейчас даже масштабные теракты могут и не сработать. Обама, например, заявил, что на наземную операцию он решится только в случае «катастрофического нападения, способного нарушить нормальную жизнь всей страны». В Европе желания отправлять свои войска в Сирию еще меньше. Поэтому, видимо, халифату в его нынешней форме жить осталось совсем немного. Судя по всему, он прекратит свое существование еще до окончания второго срока Обамы в январе 2017 года. У него есть все шансы войти в историю Победителем халифата.

nv.ua

Добавить комментарий