Генерал ВСУ объяснил обострение в Донбассе «инициативой командиров», решивших захватить Дебальцево, которое Киев требует «отдать по-хорошему».

Украинская сторона, заявив, что объявленное в канун новогодних праздников перемирие в Донбассе было сорвано «из-за бойкотирования противоположной стороной», начала настаивать «на соблюдении всего пакета Минских соглашений», в том числе и на выходе на линию разграничения, зафиксированную на 19 сентября 2014 года. Проще говоря, Киев хочет взять контроль над Дебальцево, и только после этого, отметила пресс-секретарь представителя Украины на переговорах, экс-президента Леонида Кучмы Дарка Олифер, готов приступить к подготовке проведения выборов в охваченном конфликтом регионе.

Но если украинские переговорщики пытаются решить вопрос в свою пользу, лишь делая заявления в Минске, то у военных для этого нашлись свои методы. Это подтверждают военные сводки по обе линии фронта. Активизация боевых действий началась еще в прошлом году.

Ситуация вблизи Дебальцево резко накалилась в период с 18 по 19 декабря. О начавшихся боях на Светлодарской дуге заявили практически одновременно обе стороны. При этом командование ВСУ и ДНР/ЛНР отрицают, что первыми пошли в бой именно они, утверждая, что это противник начал атаку, а они вынуждены отбиваться.

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что украинские военные «совершили контратаку» и заняли новые позиции в районе Светлодарской дуги. «Несмотря на постоянные обстрелы и попытки прорвать нашу оборону, украинские военные мужественно и профессионально выполнили свой долг, остановив врага и нанеся ему значительные потери. Наши военные контратаковали, продвинулись вперед и заняли новые позиции, которые предоставили им дополнительное преимущество в этом секторе обороны», — сказал Турчинов.

Однако сами участники тех событий, причем с украинской стороны, заявили, что инициатива подобраться к Дебальцево принадлежала им. В комментарии сайту СТРАНА.ua участник столкновений, офицер 54-й бригады ВСУ, рассказал о том, как все было.

«Утром сводная тактическая группа 54-й ОМБр численностью в два танковых взвода с пехотной ротой произвела атаку на высоту 220… Тактическая операция по выравниванию фронта проводилась под непосредственным командованием комбрига Владимира Горбатюка и была согласована со штабом АТО. Утром в направлении опорного пункта „Высота 220“ была выдвинута тактическая группа. В результате укрепление было взято одним броском практически без сопротивления, но наша тактическая группа не успела там закрепиться — с флангов был открыт шквальный артиллерийский огонь противника», — рассказал журналистам Юрий М.

Военный уточнил, что украинские солдаты должны были занять опорный пункт противника, после чего зачистить фланги. «Но оказалось, что в посадке была заранее оборудована позиция из нескольких крупнокалиберных пулеметов и батарея минометов. В итоге наша атакующая рота попала под перекрестный огонь и была вынуждена после нескольких часов обороны покинуть опорный пункт. Но было уже поздно — мы потеряли девять бойцов „двухсотыми“, и несколько десятков „трехсотыми“. Наша артиллерия ответила боевикам, но на несколько часов позже — боялись „сыпать“ по позициям, которые наши ребята ранее отжали у сепаров», — пояснил участник операции.

Ветеран АТО, блогер Arty Green подтвердил, что в декабре в наступление пошли именно украинские войска, но не добились решающего успеха из-за просчетов командования. Он считает, что операция была начата «по заказу». «По какому-то „удивительному“ совпадению провокация активизации боевых действий пришлась на пик „информационных проблем“ власти. Тотальная коррупция, „пленки Онищенко“ и очередные несчастья с „безвизом“ вчера „сплелись“ с вестью о „национализации“ Приватбанка. Пожалуй, серьезный повод для беспокойства на Банковой (Администрация президента Укрианы — прим. авт.», — написал Arty Green в своем блоге на сайте Цензор.НЕТ.

В 54-й бригаде признались, что если бы атака сводной тактической группы продолжилась, то до двух рот украинских бойцов могли оказаться в окружении. А вот командование в Киеве считает, что бои завершились победой ВСУ, хотя, по словам спикера Минобороны по вопросам АТО Андрея Лысенко, потери при этом были самыми масштабными за последние 5 месяцев. «За минувшие сутки (18-19 декабря — прим. авт.) вследствие активных боевых действий пять украинских военнослужащих погибли, шесть получили ранения, еще 10 — травмы и контузии», — сказал Лысенко.

«Провластные и „не очень“ СМИ, волонтеры и блоггеры наперебой начали тарахтеть и строчить про очередное „нарушение минских договоренностей“ боевиками Л/ДНР и прочую туфту. (…) На самом деле произошло очередное страшное воинское преступление! Преступление, в последствиях которого уже минимум 5 погибших воинов ВСУ и три десятка раненых. Причем этот боевой эпизод еще не закончен и счет не закрыт», — представил собственные данные о потерях украинской стороны и оценку «успехов» Arty Green.

Кстати, генерал-лейтенант запаса украинской армии Дмитрий Уманец считает, что операция могла начаться не после приказа «сверху», а просто потому, что «нашим надоело сидеть в окопах, надоела эта пальба и стрельба». По его мнению, решение могло быть принято на уровне бригадного, а то и батальонного звена. «Командир в любом случае должен проявлять инициативу — безынициативный командир хуже предателя», — заявил генерал «Обозревателю», правда, отметив при этом, что «та высотка и Светлодарская дуга не стоят того, чтобы мы оставляли на поле боя по 9 человек убитыми и более 20 ранеными».

Потери противника, то есть ополченцев, по данным украинской разведки, составили, по меньшей мере, 25 человек убитыми и до 30 ранеными. У другой стороны, разумеется, и данные другие. «С нашей стороны между Светлодарском и Дебальцево сразу было 8 погибших, еще двое скончались по дороге в больницу, позже стало известно еще о 6 погибших с граничащих позиций», — рассказывает «Росбалту» военнослужащий ДНР. Также он уверен в том, что собственные потери украинская армия занизила раз в двадцать.

«Во время прорыва украинского батальона с их стороны погибло около 100 человек из 300. Наши покосили их минометами прямо посреди поля», — утверждает боец. Он рассказывает, что утром 18 декабря его подразделению поступило сообщение о том, что батальон ВСУ перешел в наступление. Позиции украинской армии и ДНР разделяло практически лишь одно поле и небольшая лесополоса, но, по его словам, атаку удалось отбить с минимальными потерями, если таковыми, конечно, можно считать полтора десятка убитых.

После событий 18—19 декабря перестрелки в районе Светлодарской дуги продолжились, несмотря на «новогоднее перемирие», а в январе ситуация стала накаляться еще больше. Вооруженные столкновения происходили у Дебальцевской дуги — в районе Ирмино, Калиново, Новогригорьевки, окраин Дебальцево. Если взять любой день на выбор, то сводки пестрят сообщениями об обстрелах, разрушенных домах, а порой об убитых и раненых.

«Украинские военные откровенно рассказывают, что ВСУ начали продвижение вблизи Попасной, в районе Троицкого. Их цель выйти на трассу Дебальцево-Алчевск. Это подтверждают недавние массированные обстрелы Ирмино, противник пытается отрезать населенный пункт от Первомайска и проложить себе путь на Дебальцево», — рассказывает «Росбалту» луганский ополченец, вернее, военнослужащий Народной милиции, как теперь называются ВС ЛНР.

О продвижении ВСУ говорят и официальные источники в Минобороны Украины. Спикер ведомства Александр Мотузяник подтвердил, что 54-я бригада в декабре продвинулась на 1 км вперед, «ничего при это не нарушая». А волонтер Юрий Мысягин уже «неофициально» сообщил о намерении украинских солдат обязательно отбить Дебальцево, написав на своей странице в соцсети: «А Дебальцево все ближе и ближе. Когда пацаны на передке поднимаются на некоторые высоты, то с них уже очень неплохо видно пригород Дебальцево».

Об активизации украинских военных рассказывают и жители подконтрольных территорий Донбасса. Корреспонденту «Росбалта» удалось пообщаться с обитателями населенных пунктов Мирная Долина и Горское в Луганской области, где наблюдается самое большое скопление украинской военной техники.

«Всю прошлую неделю не утихают разрывы. Стрелять начинают, как только стемнеет. Батальоны бьют в сторону Первомайска и Попасной. Мы отчетливо слышим, что выстрелы идут с наших территорий», — рассказала жительница Горского.

Жительница Мирной Долины отмечает, что военная техника снимается с позиций в темное время суток и направляется ближе к линии соприкосновения. «Едут туда, в сторону Золотого. Сначала слышим — гудят, потом вдалеке взрывы, потом опять гудят — вернулись. У меня сестра мужа живет на поселке (украинская территория приграничная с подконтрольным ЛНР Первомайском — прим. авт.), она рассказывает, что над ними снаряды летают каждую ночь. Им слышно, как они со стороны постов ВСУ вылетают, потом слышно, как в стороне Первомайска падают», — поведала пенсионерка.

И в ЛНР, и в ДНР уверены, что сейчас Киеву выгодно накалять ситуацию для того, чтобы оттянуть реализацию Минского процесса. «Порошенко же понимает, что возьмись он за проведение выборов на Донбассе, его свои же на вилах вынесут. Вот он и тянет, как может, потому что разворовывать еще есть что», — делится своим мнением с «Росбалтом» военный ДНР.

Объяснил он также, почему «республиканцам» активизация боевых действий пока не выгодна, заодно, возможно, выдав нам «военную тайну». «Много добровольцев, оказывавших нам помощь, сейчас в Сирии, поэтому мы точно не заинтересованы в начале боевых действий прямо сейчас», — сказал офицер ДНР и намекнул, что кое-кто из «побратимов» скоро вернется в Донецк и Луганск.

Анна Громова

Росбалт

Добавить комментарий