9d5225ae21e63bcf01cf7e6aaf1053c6

Резкое падение курса рубля и котировок российских акций на фоне стабилизации цены нефти в районе 60 долларов за баррель, похоже, было вызвано «необычной сделкой» с облигациями «Роснефти», пишет в статье для Financial Times экономист, бывший ректор РЭШ Сергей Гуриев. Он критикует российскую власть за неумелую реакцию на кризис и прогнозирует, как ситуация будет развиваться дальше.

Экономист напоминает, что в прошлом году, «в эпоху трехзначных цен на нефть», «Роснефть» заняла 40 млрд долларов на покупку своего бывшего конкурента ТНК-ВР. «Теперь уже непонятно, каким образом этот долг будет выплачиваться или рефинансироваться», — пишет Гуриев. Взять требуемую сумму из Фонда национального благосостояния у нефтяной корпорации не получилось, и тогда в конце прошлой недели она разместила рублевые биржевые облигации на сумму около 11 млрд долларов.

«Говорят, что их купили крупнейшие государственные банки, — сообщает автор. — Проценты, которые инвесторы получают с «Роснефти» по этим облигациям, сильно меньше, чем даже по российским государственным долгам с аналогичным сроком погашения — для компании, особенно для компании, попавшей под международные санкции, случай беспрецедентный. Так совпало, что покупателям этих облигаций Центробанк затем разрешил использовать их в качестве залога для получения займов уже напрямую из банка».

«Эта сделка стала для рынка отчетливым сигналом, — говорится в статье. — Во-первых, она показала, что у Москвы на первом месте не борьба с инфляцией и не стабилизация рубля, а поддержка «Роснефти». Во-вторых, она продемонстрировала, что Центробанк готов использовать крайне сомнительные инструменты… В-третьих, стало ясно, что ни у государства, ни у ЦБ нет ни стратегии, ни ясного понимания, как выйти из нынешнего затруднительного положения, особенно в сочетании с плохим инвестиционным климатом и, как следствие, рекордной утечкой капиталов».

«Рынок видит назревающий шторм, но не видит капитана. В последние несколько недель худшие опасения России стали реальностью: цена нефти упала, азиатские рынки отказались прийти на выручку российским банкам и компаниям, надежды на отмену санкций стали еще более иллюзорными», — продолжает Гуриев. Реагируя на эти проблемы, Москва, по его мнению, «допускает политические ошибки одну за другой — и действием, и бездействием».

В частности, «контрпродуктивным» экономист считает ответный запрет на импорт продовольствия из стран Запада. Он также напоминает, что «всего две недели назад президент России Владимир Путин подписал федеральный бюджет на 2015-2017 годы, в основу которого по-прежнему заложен прогноз годового роста ВВП в 2,5%, инфляция в 5,5% и цена на нефть в 96 долларов за баррель. Эти допущения и тогда были совершенно нереалистичны, а сейчас они и вовсе смехотворны… Месяц назад Центробанк рассказал о «нереалистичном» сценарии, предполагающем нефть по 60 долларов за баррель и падение ВВП в 2015 году на 4%… Что будет дальше? (…) Сейчас, когда нефть действительно стоит 60 долларов, мягкая рецессия выглядит голубой мечтой… Сравнения с 2008-2009 годами уже звучат как излишне оптимистичные».

Гуриев убежден, что речь идет о «полноценной экономической катастрофе». По его словам, «остаются лишь две вещи, которые можно сказать наверняка. Во-первых, если не будут отменены санкции и не произойдет отскока нефти, состояние российской экономики в 2015 году значительно ухудшится. Во-вторых, можно предсказать, что реакция Москвы — и в экономике, и во внешней политике — будет непредсказуемой».

Источник: Financial Times

Inopressa

Добавить комментарий