114275.4

Немцов олицетворял собой золотую эпоху РФ, когда в стране существовала свобода волеизъявления, РФ двигалась на Запад, а отношения с США были дружескими

Борис Немцов был без преувеличения выдающейся личностью для России. Это человек, с которым закончилась эпоха девяностых. На Западе есть понятие “roaring twenties”, а в РФ были ревущие девяностые – период, когда формировались все нынешние олигархи, создавались крупнейшие деньги. Но главное – это была эпоха либерализации и свободы слова, и Немцов, как вице-премьер, был отчасти к этому причастен. Это было лучшее время в истории РФ.

По сути, именно Немцов олицетворял собой золотую эпоху России, когда в стране еще существовала свобода волеизъявления, РФ двигалась на Запад, а отношения с США нормализовались. Стреляя в него, Путин убивал память людей об этом десятилетии.

Сейчас в России ведется активная кампания против девяностых: снимают даже отдельные сериалы, цель которых – оставить только плохие воспоминания об этом периоде. Самым чернушным из них был выпущенный НТВ «Лихие девяностые».

Путин пытается закрепить в сознании россиян следующие стереотипы: сначала был Советский союз, развал которого, по словам российского президента, стал величайшей геополитической трагедией века, следующего десятилетия либо не было, либо в этот период все было очень плохо, а затем в 2000 году появился Путин, и все стало замечательно.

Нынешние оппозиционеры приходят в ужас, когда им нужно произнести слова «Путин» и «диктатура» в одном предложении

Так что, стреляя в Немцова, Путин убивал память о свободной России – какой она была еще 15 лет назад.

Кроме того, это убийство человека, который общался на «ты» с Ангелой Меркель, Франсуа Олландом, Бараком Обамой и Петром Порошенко. Да, электоральный рейтинг Немцова в рамках России был ничтожным. Но, думаю, если бы в 1991 году измеряли рейтинг Горбачева, он не был бы выше – при этом Горбачев является исторической фигурой на Западе, популярной до сегодняшнего дня. Точно так же и Немцов, при незначительной электоральной величине в России, за ее пределами был символом человека, который мог на равных общаться со всеми мировыми лидерами.

Как правильно сказал Порошенко, Немцов был последним мостиком, соединявшим то хорошее, что еще осталось в РФ, с новой Украиной. Теперь этот мост уничтожен. Равных ему больше нет. Я смотрел эфир CNN, где выступал бывший вице-премьер РФ Михаил Касьянов, и выглядело это жалко. Нынешние оппозиционеры приходят в ужас, когда им нужно произнести слова «Путин» и «диктатура» в одном предложении. Немцов говорил то, что думал, и не боялся.

И самое важное – убийством Немцова Путин уничтожил негласный пакт между нынешней властью и семьей Ельцина о том, что окружение бывшего президента трогать нельзя. В течение долгого времени Немцова, Чубайса, Волошина и других не трогали. Теперь же Путин посылает сразу несколько сигналов: во-первых, он дает знать элите, что никто не в безопасности (это может привести к еще большему оттоку капитала из РФ), а во-вторых – предупреждает возможный дворцовый переворот. Он словно говорит: «в случае неповиновения я буду поступать с вами так же, как поступил с Немцовым».

Кроме того, это было не просто убийство – это была казнь. Немцова застрелили в нескольких сотнях метров от Кремля, в месте, где служба безопасности пасет каждый клочок земли, но убийц не задержали. Их могли взять в течение двух минут, но не сделали этого. Так что речь идет о публичной казни: Путин приговорил Немцова, и не так важно, кто нажал на курок. Это сигнал о том, что осмелившиеся открыто назвать себя врагами Путина будут казнены.

Что касается реакции мира – западные СМИ более остро реагируют на смерть одного человека, чем десятков и сотен. О Боинге сегодня уже почти не говорят, а вот убийство Немцова и, если, не дай бог, что-то случится с Савченко, для них более значимы. Если до этого дойдет, Путин вообще не сможет появляться на Западе: обычные жители будут попросту выходить с плакатами и травить российского президента, куда бы он не полетел.

Но единственные официальные последствия, к которым это может привести – санкции, аналогичные введенным после дела Сергея Магнитского. Если Запад не получит удовлетворительных результатов расследования, он может ввести персональные санкции против группы Следственного комитета, генпрокурора и политиков, публично высказавшихся о нем плохо – как, например, тот же Жириновский. Хотя последний и так уже находится под санкциями. Это максимум, на что пойдет Запад.

В целом же для западного мира убийство Немцова стало шоком: ведь там оппозиционные политики спокойно доживают свой век, пишут мемуары, а после смерти получают государственные почести. Так что случившееся повлияет на личное отношение западных лидеров к Путину: теперь им придется пожимать руку убийце. Думаю, и Меркель, и Обама прекрасно понимают последствия этого – ведь СМИ будут интересоваться, как они согласились на рукопожатие с человеком, который стоит за убийством Немцова.

И все же есть некий дипломатический этикет, который политики никогда не переступят, пусть и понимают, какое отношение Путин имеет к случившемуся. Решительные заявления себе может позволить Джон Маккейн, которому ловить уже нечего, но Хиллари Клинтон, которая рассчитывает стать президентом, грань политкорректности перейти не решится.

nv.ua

Добавить комментарий