4944987478

Ближневосточной дипломатии США не хватает прямоты, которая могла бы сдвинуть израильско-палестинский конфликт с мертвой точки

Читая в Times рецензию на книгу ближневосточного переговорщика Денниса Росса об истории американо-израильских отношений «Обречены на успех», я обратил внимание на яркий момент, предшествовавший Мадридской мирной конференции 1991 года. Палестинская делегация в последний момент попыталась потребовать кое-каких правок от тогдашнего госсекретаря, Джеймса Бейкера. Бейкер побледнел и заявил палестинцам, прежде чем уйти: «С вами, ребята, базар никогда не закрывается. Но в моем случае он закрыт. Приятной вам жизни».

Я был поражен, поскольку в последнее время ближневосточной дипломатии США не хватает этой прямоты. Израильтяне и палестинцы, которые воюют уже чересчур долго, сами себя загнали в тупик, не в состоянии выйти с дельным позитивным предложением и отчаянно нуждаются в дозе здравого смысла от не вовлеченной в конфликт стороны.

Услышав недавнее заявление премьер-министра Израиля Биньямина Нетанияху о том, что верховный палестинский муфтий Амин Аль-Хуссейни, который встречался с Гитлером в начале 1940-х, подал Гитлеру идею начать массовое убийство евреев, можно сделать только один вывод: израильский премьер живет в герметичном пузыре, в котором некому сказать ему «знаешь, Биби, это ведь, скорее всего, исторически неверно. Так что не озвучивай лучше эту мысль никому».

Мы забываем, скольким сторонам иногда нужно, чтобы Америка иногда возвращала их к реальности и ломала паралич в их внутренней политике. Иногда лидерам нужно дать возможность сказать своим правительствам: «Я бы в жизни на это не пошел, но проклятые американцы выкрутили мне руки. Видите, как висит моя рука? Она сломана! У меня не оставалось выбора, пришлось соглашаться!». Внутренняя политика Израиля и Палестины бывает очень жесткой. Как узнал Бейкер, если не прыгать им в лицо регулярно, они будут дремать на ваших встречах.

Как сегодня должна звучать главная идея США? Нужно начать с того, что публично заявить президенту Палестины Махмуду Аббасу: «В 2008 году вы отказались от беспрецедентного предложения премьера Израиля Эхуда Ольмерта создать два государства, в котором, по данным The Jerusalem Post, Ольмерт согласился отказаться от суверенитета над Храмовой горой, святейшим местом иудаизма, и предложил, чтобы территория, на которой находятся религиозные достопримечательности, управлялась специальным комитетом, в который входили бы представители пяти государств: Саудовской Аравии, Иордании, Палестины, США и Израиля».

Я искренне боюсь, что Израиль совершает медленное самоубийство

Также в Post было сказано, что «Ольмерт разложил перед Аббасом большую карту, на которой провел границы будущего Палестинского государства». Палестинцы получили бы часть израильских земель, а в обмен отдали бы равноценные участки территории на Западном берегу.

«Аббас, Ольмерт все еще ждет ответа. Понятно, что палестинцы сейчас разделились между Газой, которой управляет ХАМАС, и вашим западным берегом, и что не существует официального политического руководства, имевшего бы достаточные полномочия для заключения полноценного мирного договора. Также вы избегали применения насилия, и спасибо вам за это. Но где ваш оригинальный план для промежуточного решения, которое позволило бы по крайней мере сдвинуть процесс с мертвой точки? Почему вы просто сидите, словно Будда, и отвергаете все решения, включая недавнее предложение госсекретаря Джона Керри?»

Что касается Нетанияху, то ему США должны сказать следующее: «Вы станете исторической фигурой: вас запомнят, как лидера, который не оставил Израилю никаких вариантов, кроме идеи одного государства, в результате чего Израиль понемногу перестанет быть как еврейским, так и демократическим. Мы прекрасно знаем, к чему приведет ваша идея одного государства. Достаточно выглянуть в окно: палестинец закалывает израильского еврея кухонным ножом, а затем мстители в масках приходят уже к нему».

В понедельник я виделся с министром обороны Израиля Моше Яалоном, человеком весьма достойным. От того, как он описывает стратегический театр Израиля, волосы встают дыбом: в стране есть негосударственные игроки, переодетые под гражданских, вооруженные ракетницами, прячущиеся среди гражданских, на четырех из пяти границ – Синай, Газа, Ливан и Сирия – и он не хочет рисковать появлением пятой, эвакуировав Западный берег. Я могу это понять.

Но должна быть какая-то альтернатива как слишком радикальным действиям, так и полному бездействию. Должна быть альтернатива, которая позволит хотя бы проверить, в состоянии ли палестинцы действительно контролировать свои территории, и даст надежду, что две нации смогут безопасно пройти через процесс раздела. И для этого Израилю нужно как минимум прекратить строительство своих поселений в сердце Западного берега, на территориях, давным-давно предназначенных для Палестинского государства. 70 000 из 40 000 израильских поселенцев уже живут там, и это делает любое разделение практически невозможным.

У Израиля есть столько креативной энергии – в науке, технологиях, медицине. Но в дипломатии этой энергии сейчас не хватает. Да, Израиль может пережить эту войну ножей. Но станет ли он успешным? Останется ли он местом, куда людям по-прежнему будет хотеться приезжать, где им захочется растить детей?

Возможно, у Израиля нет выбора.

Но Израиль – по-настоящему сильная страна. Это не разоруженная Коста-Рика. Никто не ждет, что Израиль откажется от всего. Но все меньше и меньше людей понимает, почему он тратит столько энергии на объяснения, почему сделать ничего нельзя, почему палестинцы неисправимо ужасны и почему никакие действия Израиля не повлияют на их поведение. Я искренне боюсь, что Израиль совершает медленное самоубийство.

Оригинал

Томас Фридман, nv.ua

Добавить комментарий