image24878070_06b65130e9c1e6afe3aabdc1f2fa8751

В ноябре прошлого года из хранилища в Ираке пропал футляр с «особо опасным» радиоактивным веществом. Власти опасаются, что им завладело «Исламское государство», и оно может быть использовано в качестве оружия.

В Ираке разыскивают «особо опасное» радиоактивное вещество, которое было украдено в прошлом году. Об этом свидетельствует документ иракского министерства охраны окружающей среды, на который ссылается Reuters.

Как заявили агентству семеро представителей сил безопасности страны, охраны окружающей среды и провинциальных властей, они опасаются, что веществом завладела террористическое группировка «Исламское государство» (запрещена в России), и оно может быть использовано в качестве оружия.

Радиоактивный материал хранился в защитном футляре размером с портативный компьютер, который пропал из хранилища, расположенного рядом с городом Басра на юго-востоке Ирака, в ноябре 2015 года. Как пишет агентство, хранилище принадлежит американской нефтесервисной компании Weatherford​.

Weatherford и чиновники подтвердили агентству подлинность документа министерства охраны окружающей среды. При этом представитель компании в Ираке отказался от комментариев, представитель министерства окружающей среды США также заявил, что не может обсуждать вопрос похищения вещества.

В Вашингтоне заявили, что были осведомлены о том, что Ирак разыскивает пропавший в ноябре футляр с высокорадиоактивным веществом. «Они разыскивают его до сих пор. Была ли это просто пропажа, или оно действительно было украдено, пока не ясно», — рассказал агентству представитель американских властей.

Как рассказал высокопоставленный чиновник иракского министерства окружающей среды в Басре, в футляре содержалось до десяти грамм вещества Ir-192, радиоактивного изотопа иридия, который также используется для лечения рака.

Международное агентство по атомной энергии относит пропавший радиоактивный материал ко второй категории. Это означает, что нахождение в непосредственной близости от него в течение какого-то количества минут или нескольких часов может привести к травмам, а нахождение рядом с ним в течение часов или нескольких дней может закончиться летальным исходом.

Сила воздействия вещества также зависит от ряда факторов, таких как прочность и время хранения материала, однако агентству не удалось узнать эту информацию. В документе министерства охраны окружающей среды говорится, что вещество опасно для человека, экологии, и представляет угрозу национальной безопасности.

Силовики опасаются, что вещество может быть использовано для изготовления «грязной бомбы» (бомба, состоящая из радиоактивного изотопа и взрывчатки, в результате взрыва которой большая территория подвергается радиации).

«Мы боимся, что радиоактивный элемент попадет в руки ИГ», — сказал высокопоставленный представитель сил безопасности. «Они могли бы просто прикрепить его к взрывчатке и сделать «грязную бомбу», — рассказал представитель МВД. ​

При этом, как отмечает агентство, пока нет никаких признаков того, что вещество оказалось у «Исламского государства». ИГ, которое захватило часть территорий Ирака и Сирии в 2014 году, не контролирует районы вблизи Басры. Ближайший от города район, который полностью контролируется террористами ИГ, находится более чем в 500 км от Басры в западной иракской провинции Анбар.

В ноябре прошлого года Associated Press со ссылкой на источники в разведке США и Ирака сообщило, что ИГ создало специальное подразделение, занимающееся разработкой химического оружия. Для этого, по словам собеседников агентства, группировка могла привлечь ​иностранных специалистов.

Как рассказал AP глава комитета иракского парламента по безопасности и обороне Саид аль-Хаким Замили со ссылкой на данные разведки, «Исламскому государству» удалось привлечь к разработкам химического оружия экспертов из-за рубежа, в том числе специалистов из Ирака, которые занимались вопросами военно-промышленного комплекса в администрации Саддама Хусейна.

«ИГ очень интенсивно работает над созданием химического оружия, в частности нервно-паралитических газов. Это угроза и для Ирака, и для всего остального мира», — сказал Замили.

Вместе с тем, источники AP в американской разведке усомнились в том, что у ИГ достаточно технологического потенциала для разработки нервно-паралитического газа или биологического оружия. По их словам, пытаясь создать их, боевики чаще всего наносят ущерб сами себе.

Новости@mail.ru

Добавить комментарий