410292_900

Разрушающиеся жилые дома, памятники архитектуры, социальные, промышленные объекты… Вряд ли кто ответит, сколько точно в Твери таких достопримечательностей. Мало того, что они совсем не радуют глаз, но ещё и представляют опасность для человека.

Вроде, в мирное время живём, а некоторые здания, то, вернее, что от них осталось, выглядят так, будто по ним вёлся миномётный обстрел. При том, что город испытывает потребность и в жилье, и в социалке, обратно оживлять руины ни власти, ни бизнес не спешат. Этих руин достаточно в любой части Твери, даже в центре, где земля могла бы приносить прибыль. Я уже не говорю про исторические места, о разрушающихся или уже стёртых с лица земли недвижимых свидетелях прошлого написаны тома, но из них, как известно, памятник XVIII-XIX веков не восстановишь.

Что такое бесхозная (хозяин-то наверняка, есть, просто полезной хозяйственной деятельности здесь не ведётся) земля, где кроме развалин, ничего нет? Прежде всего – помойка, общественный бесплатный туалет, неприятный запах вокруг, притон для бомжей и наркоманов, рассадник грызунов и бродячих собак. В таких местах, как известно, любят играть дети, рискуя подхватить инфекцию или травмироваться. А мусор нужно вывозить, больных и укушенных лечить… Вот и получается, что вместо культурной или материальной ценности город, наоборот, несёт убытки.

403810_900

Если копнуть чуть глубже, окажется, что история появления всех руин разная, так же как и объектов, которые были и функционировали на месте этих развалин. Одинаковый только результат. Рассмотрим для начала три объекта. Сейчас из-за снега пробраться к ним затруднительно, поэтому использую снимки, сделанные ранней и поздней осенью. Заросли не облетевшего кустарника ещё больше усиливают обречённый вид разрушенных стен.

Расселили и забыли

Начнём нашу экскурсию из центра. Вернее, почти из центра. Для этого свернём со Смоленского переулка на улицу Малая Самара. Собственно, улицы как таковой давно уже нет, больше она похожа на проезд между современными многоэтажками и чудом ещё сохранившимися деревянными домами. Раньше это место назвалось Ямской слободой, небольшие домики – как раз остатки этой слободы.

Улица Малая Самара — бывшая Ямская слобода

404698_900

405140_900

405422_900

405692_900

Окружённый со всех сторон высотками будто дворовый пёс, случайно попавший на выставку породистых собак, спрятался трёхэтажный пустующий дом. Бывший дом, имевший до недавнего времени адрес: Малая Самара, 5а, построенный ещё в начале прошлого века и в котором в начале века нынешнего ещё оставались коммунальные квартиры без ванн и душа. Потому что ещё в декабре 2008 года согласно постановлению главы администрации Твери (тогда эти обязанности исполнял Александр Голодный) он был признан аварийным и расселён. Жителям дома было предоставлено жильё в микрорайоне «Юность».

405953_900

406042_900

406320_900

Легко ли уехать на другой конец города оттуда, где прожил не один год, а то и десяток лет? Поэтому многие тогда вслух утверждали, будто дом №5а по Малой Самаре на самом деле для проживания вполне пригоден, а расселять его потребовалось только потому, что кому-то приглянулся земельный участок. Соответствовали ли выводы межведомственной комиссии по обследованию объекта, на основании которых было издано постановление о признании строения аварийным, действительности, уже не установить. Но с другой стороны – жить, не имея возможности помыться, тоже не очень-то приятно. Как бы то ни было, расселённый как аварийный дом предполагалось снести, но это до сих пор не сделано и не делается. Никто не сносит, ни строит и не ремонтирует.

«Это какие-то рабочие приходят и закрывают кирпичами оконные проёмы», — деловито поясняют двое попивающих пиво молодых парней. Я-то подумал, что бомжи таким образом отделывают «свои» места для ночлега, а, оказывается, неизвестные люди пытаются сохранить хоть что-то. «Дети часто залезали в окна, устраивали пожар. Несколько раз машина приезжала тушить». Но и при заделанных окнах проникнуть внутрь не составляет никакого труда, двери в подъезды раскрыты, заходи – не хочу. Некоторые квартиры, действительно, практически полностью выгоревшие, но кое-где даже ещё сохранились обои на стенах, плакаты. Правда, по лестницам подниматься страшновато, того и гляди, рухнет прямо под тобой.

406672_900

406882_900

407276_900

407371_900

«На верхнем этаже какой-то богатый жил, так он ванну себе поставил. Когда съехал, года три ещё в его бывшей квартире металлическая дверь стояла, а на стене висела антенна-тарелка». Сейчас, если ванна или «тарелка» действительно были, то ничего о них уже не напоминает.

407738_900

Медико-купеческое наследие

С Малой Самары перенесёмся в район Затверечье. Пройдём Новый мост через Волгу, затем мост имени Петра Богомолова через Тверцу и по первой лестнице спустимся вниз на Затверецкую набережную. По левую сторону у нас будет речка, а по правую буквально сразу – то, что осталось от бывшего родильного дома №1, в 1986 году переехавшего во вновь отстроенное помещение в «Южном». Щербатый дощатый забор, за ним одинокие стена из красного кирпича без крыши, перекрытий и с пустыми оконными проёмами.

Справа — бывший роддом

408037_900

408091_900

408518_900

408792_900

«На главном фасаде в семь осей среднюю трёхосевую часть подчёркивает лёгкий ризалит. В нижней половинке ризалита рустованные лопатки простенков переходят в изломы веерных замков. Все проёмы прямоугольные. На флангах фасада плоские наличники на общей оси воспринимаются как единые вертикали благодаря продолженным боковым стойкам, ограничивающим лежачие филёнки над окнами, и крупным подоконным филёнкам второго этажа». Такое описание бывшего роддома даётся в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства». Здесь же говорится, что здание было построено ещё в последней четверти XVIII века и являлось жилым домом купцов Бобровых. Один из них – почётный гражданин Твери, купец первой гильдии Илья Иванович Бобров в 1879 году заложил на противоположном берегу Тверцы сад, сегодня являющийся ботаническим садом Тверского госуниверситета. Почти три десятка последних лет сделали с брошенным историческим памятником своё дело. Да и люди помогли как умели, из бывшего купеческого дома было вывезено всё, что могло представлять в личном хозяйстве какую-либо ценность – от оставленной мебели до белого облицовочного камня.

409223_900

409990_900

Что с этими стенами разумнее всего сделать – вопрос, похоже, риторический. Окончательно сносить и застраивать, означает лишать Тверь ещё одной частицы истории. Восстанавливать в первозданном виде? Где взять деньги? Оставить в таком виде в надежде, что когда-нибудь до них дойдут руки, головы и, главное, финансы? Только ходить в том месте из-за постоянно «дежурящий» своры голодных псов – удовольствие весьма сомнительное. Даже в ожидании чуда.

410292_900

410377_900

Выборы или спорт?

Третий объект, заслуживший сегодняшнее внимание – разрушенная котельная – находится на Соминке, среди учебных корпусов и общежитий ТвГУ. Отчасти интерес к нему проявлен из-за того, что напротив находится бассейн «Парус», построенный по федеральной программе «Пятьсот бассейнов для российских вузов» и открытый 21 ноября 2011 года в праздничной обстановке в присутствии руководства области и столицы региона. На фасаде здания бассейна до сих пор красуется слегка поблёкший баннер с символикой «Единой России» – именно партия власти или, как её называют сторонники, «партия большинства», названа создателем и воплотителем программы. Судя по виду бывшей котельной, закрыта она была не два года назад, гораздо раньше, и вряд ли гости, среди которых были губернатор Андрей Шевелёв и тогдашний глава Твери Владимир Бабичев, разрезавшие ленточку нового бассейна, не могли не увидеть развалин напротив. Если только их специально чем-нибудь не прикрывали. А может, и вправду не увидели? Меньше чем через месяц после открытия нового бассейна должны были состояться выборы в Государственную Думу, которые, видимо, и занимали в тот момент мысли гостей. Вот и прошло помпезное торжество в таком волнении, в котором не то, что старой котельной, а много ещё чего можно не заметить.

Бассейн «Парус»

410854_900

И то, что напротив

411070_900 (1)

411255_900

411578_900

Наверняка, в «Парусе» проводятся соревнования с участием спортсменов из других регионов. И какое впечатление сложится у гостей при виде руин непосредственно под зорким взглядом четвероного символа «Единой России»?

411784_900

412179_900

412662_900

Так и стоят брошенные и разваливающиеся объекты по соседству с действующими. Первые как будто бы намекают последним: «И вас ждёт та же участь».

412865_900

412955_900

nord-traveller.livejournal.com

Добавить комментарий