1411988076_lvov-pl_rynok-01

Львов как успешный культурно-исторический эксперимент

Львов прекрасен своим спокойствием и бурной жизнью. На улицах люди пьют вино, глинтвейн, кофе; едят круасаны и топленый шоколад. 50-ти метровая очередь к Львівської копальні кави. Уличные музыканты играют песни на любой вкус. А вечером гости и жители запускают фонари, наблюдают за представлением уличного театра и разбегаются по уникальным ресторанчикам и кофейням.

Ничто не говорит о войне, кроме плакатов благотворительных концертов в поддержку армии и добровольческих батальонов и ящички, собирающие средства на аптечки солдатам.

Война! От чего такая праздность? Собственно, а почему Львов должен грустить и впадать в траур? Он и так сделал предостаточно для победы в войне, которую не начинал — отправлял своих сынов, собирал деньги на амуницию, восстановление техники и лечение пострадавшим, принимал и принимает беженцев с Востока.

Вообще-то, именно Львов имел наилучшие «стартовые возможности» для сепаратизма среди всех регионов Украины. У города опыт проживания в западноевропейской цивилизации, где сегодня мечтает жить большинство землян, куда олигархи отправляют учиться своих детей и переводят капиталы. Местные могли бы выработать свою идентичность и апеллировать к «воссоединению» с Австрией или Польшей — Ost-Österreich или «новополония».

Вместо этого, львовяне пережевали свой исторический многообразный опыт и выдали на-гора украинский европейский продукт. Австрийское, польское прошлое не стало камнем преткновения и основанием для разделения. Наоборот, в нем прослеживалась связь Украины с европейскими соседями и «общность». Европейцы, приезжая во Львов, находят что-то свое родное и близкое, одновременно, приобщаясь к Украине.

Поэтому город можно считать успешным культурно-историческим экспериментом.

На этом фоне Донецк стал неудачным экспериментом. О британских корнях города (точнее валлийских) говорит лишь паб, несчастный памятник на одной из улиц (которого я так и не увидел) и скудные экспозиции в местном краеведческом музее. Пережитый исторический опыт не нашел своего креативного выражения в уникальном продукте. Если во Львове разбегаются глаза от эксклюзивных сувениров (как один из индикаторов), которые хочется с собой привезти, то в Донецке ломаешь голову над вопросом «чтоб такое оригинальное купить кроме магнитиков и чашек».

Напротив, Донецк решил строить свою идентичность на противопоставлении и обособлении: он постоянно настаивал, что ему кто-то навязывает «чуждую» культуру, «запрещает говорить» на родном (русском) языке; а лозунги — «услышать голос Донбасса», «»Донбасс никто не ставил на колени», «Донбасс кормит всю Украину»… В каждом из них слышались нотки hate speech`а. Когда ты сеешь противостояние невозможно не получить войну.

Поэтому если Донецк хочет мира, то ему следует съездить «на стажировку» во Львов. И даже «в наглую» скопипастить успешный опыт нероб-бандер. Они знают в этом толк

Mykola Malukha

Добавить комментарий