Аркадий-Бабченко

Двадцать лет назад, 26 ноября 1994 года фактически началась чеченская война.

В этот день разношерстное войско при поддержке российских танков и под названием «чеченской оппозиции» попыталось взять Грозный. Все повторяется — говорят сегодня участники той войны, передает BBC.

На конференции, проведенной в пятницу в Москве партией «Яблоко», большинство ораторов, вспоминая события в Чечне, неизбежно переходили к оценке новой войны, в которой, по мнению многих, участвует Россия — войны на востоке Украины.

Участники чеченской кампании, воевавшие на российской стороне, ответили на вопрос об ее уроках и возможных последствиях для российского общества.

Аркадий Бабченко, журналист, солдат российской армии на обеих чеченских войнах: на первой — срочник, на второй — доброволец, считает что война в Донбассе — последняя война для РФ.

«Я думаю, для Российской Федерации, для того государства, которое сейчас есть, это будет начало конца. Я думаю, это последняя война, я думаю, что она перетечет сюда — видимо, каким-то бандитизмом, наверное, здесь будет все превращаться во что-то типа ДНР и ЛНР. Я думаю, нас здесь ожидает период безвластия, власть будет принадлежать каким-то группировкам…

А чем все это закончится — черт его знает. Я думаю, мы достигли уже такой стадии атомизации общества и государства, что о каких-то уроках говорить, мне кажется, уже бессмысленно.

С Россией — та проблема, что она никогда никаких уроков ни из чего не выносит. Здесь ни одна война не была осмыслена. Самый главный итог войны должен быть в ее осмыслении: что это было, зачем это было — чтобы в дальнейшем не повторять этих ошибок. В России этого не происходит никогда, и Россия идет по кругу по одним и тем же граблям.

Я вернулся в Чечню, то есть пошел добровольцем на вторую войну, потому что у меня был мощнейший синдром посткомбатанта — я вернулся на войну просто как на войну. Если бы она была где-нибудь в Красноярске, мне было б до балды. А затем я для себя из войны извлек такой урок, что война — это полное дерьмо, и «лишь бы не было войны».

Те люди, которые сейчас орут «Крым наш», «Украина наша», «давайте поможем русским», «втоптать хохлов в песок» — они просто не представляют, о чем говорят. Они думают, что все это будут игрушки в солдатики? Да черта с два. Всё это будет очень кроваво, грязно и очень плохо — в том числе им же», — заявил он.

Хартия’97

Добавить комментарий