Украинские политики не понимают, что такое корпоративный интерес и достоинство
Украинские политики не понимают, что такое корпоративный интерес и достоинство

Израильский политолог и раввин Авраам Шмулевич рассказал в интервью «Обозревателю», какой может быть судьба Украины уже в ближайшем будущем.

— Какие страны можно назвать естественными партнерами Украины против РФ в перспективе на 3-4 года?

— Строго говоря, официально войны Украины и РФ, никакой украино-российской войны не существует. Украинская власть делает все возможное, чтобы не называть вещи своими именами: ни война, ни военное положение не объявлены. Россия не объявлена оккупантом, идет военное и торговое сотрудничество Украины и России. В Сирии Россия бомбит сирийцев ракетами, которые делаются в кооперации с Украиной. За все время войны украинский спецназ не взял в плен и не убил ни одного лидера «народных республик». Дело по сбитому пассажирскому самолету ведет не Украина. Российских военных если и берут в плен, случайно, по их глупости. Войны России и Украины формально нет, поэтому не может быть и блоков против Москвы.

Если же рассуждать теоретически, то к партнерам Украины можно отнести все страны, граничащие с Россией в Европе — начиная от Норвегии и заканчивая Грузией. Польша, Швеция, страны Балтики. Это страны, которые опасаются российской агрессии.
Вторая группа потенциальных союзников Украины — нерусские нации и национальные движения в самой России: в первую очередь народы Северного Кавказа и Поволжья. Все эти народы живут в колониальной зависимости от Москвы. Но здесь тоже проблема. Украина ничего не делает даже для защиты украинцев в России, потому надеяться на работу Украины с нерусскими национальными движениями не стоит. Россия постоянно требует введения русского языка в качестве второго государственного, но почему Украина не требует того же самого в России, признания украинского языка? Украинцев или людей с украинскими корнями в РФ очень много, в процентном отношении не меньше, чем русских в Украине.

— Как будет в 2016 году развиваться украинско-российский конфликт на Донбассе?

— Путин сейчас не в состоянии захватывать территории военным путем. Но не потому, что он боится Украину, а потому что боится реакции Запада. В целом ситуация для Путина выгодна: российские войска будут в день убивать по несколько украинских бойцов, а официальный Киев все это назовет «перемирием». Поэтому такая ситуация может продолжаться весь 2016 год. Путин будет поддерживать неинтенсивный конфликт и одновременно пытаться инкорпорировать Донбасс в государственное поле Украины на наиболее выгодных для себя условиях. Разные моторолы в парламент не попадут, таких людей убивают. Однако приедут достаточно респектабельные товарищи, которые будут мило улыбаться, даже говорить по-украински, и делать все, что делают моторолы, но другими методами. Формально Донбасс будет в составе Украины, а реально – это мина под украинской государственностью и экономикой. Но даже такой сценарий возможен только в том случае, если Путин почувствует, что санкции сильно давят на экономику.

Возможно, Путин не пойдет даже на такой сценарий. Это будет в том случае, если украинская власть начнет разваливаться. К тому же, Донбасс – хороший демографический резерв для рекрутирования бойцов.

— Как долго?

— В нынешнем формате на Донбассе Путин может воевать бесконечно долго. Украинская сторона только получает удары, не проявляет никакой инициативы.

— А как воевать и против Украины, и против сирийской оппозиции одновременно?

— Вопрос Сирии более сложный и менее предсказуемый. Пока в Сирии, по официальным данным, находится небольшой российский контингент – только около 5 тыс. бойцов и несколько десятков самолетов. Такими силами Россия может воевать долго. Но если придется в разы увеличивать контингент, станет тяжело удерживать логистику и все затраты. Однако на данный момент Россия вполне может себе позволить такие конфликты.

— Что ждет РФ, если предположить выгодный сценарий для Путина на выборах в Думу 2016 и президентских 2018-го?

— Я не совсем понимаю вопрос. Если Путин захочет, чтобы его избрали верховным патриархом России или воплощением Будды — выберут. В России не существует никаких выборов и демократического процесса или институтов. Поэтому Путин останется и в 2016-м, и 2018 и ещё сколько захочет. Сместить его может лишь дворцовый переворот, но на это очень мало шансов.

— Почему, на ваш взгляд, православно-суннито-атеистическая страна Российская Федерация так легко идет воевать на стороне шиитов в ближневосточном регионе?

— В этой триаде «православно-суннитская» надо убрать. Россия остается атеистической страной. Для российского руководства религия чистый антураж. Их православие и ислам — постановочные. Это атеистическая страна, никакие ценности ничего не значат ни для Кремля, ни для руководства РПЦ, ни для официальных руководителей российского ислама. Поэтому они могут легко воевать как против мусульман, так и против всех конфессий христиан. Религиозная тематика — только способ «срубить» денег.

Российская элита — это гопники. Они не рефлексируют на тему религии, а реагируют на вызовы. Так же, как гопник не задается проблемой противоречий в правоохранительной системе или раскладом сил в уголовном мире, а просто грабит. Тем более, я просто убежден, что иранцы «подогревают» официальную Москву взятками. Поэтому в данном случае Россия воюет за интересы Ирана.

— Но есть Франция, где живет много арабов-мусульман, в основном суннитов. И политическое руководство страны, верующие они люди или нет, должно учитывать этот фактор и подстраивать политику под них тоже.

— Франция — это демократия. Россия — диктатура. Французские мусульмане голосуют на выборах, у граждан Франции есть рычаги влияния на политику. Поэтому, например, французские левые заинтересованы в голосах мусульман. Так работает логика демократии. В России этого не может быть, так как там диктатура. Кремль может игнорировать все — как миллионы этнических украинцев России, так и российских суннитов всех вместе взятых.

— Чем вызваны скандалы в украинской внутренней политике. Например, публичные схватки Саакашвили и Авакова, конфликт между Коломойским и Порошенко, олигархические медиа разборки?

— Это выглядит дико, чтобы под видеокамеры обливали водой и перекривляли словами: «бе-бе-бе». Буду, наверное, неполиткоректен. В Украине идет борьба различных олигархических групп, а страна и украинский народ — поле битвы. К сожалению, Украина это failed state (несостоявшееся государство). Поэтому реальная война и политика происходит между олигархическими группами. Правы люди, которые говорят: нельзя утверждать, что в Украине есть коррупция, потому что коррупция и есть Украина.

— Но почему конфликты попадают в публичную сферу?

— Есть понятие чести, достоинства и корпоративных интересов. Вот украинские политики таких понятий лишены. Почему? Может, в Украине долгое время не было государства, элита была в услужении оккупантов, а народ закрепощен. Украинские политики ведут себя как холопы. Они даже не думают, что на них лежит ответственность. То, что было между Аваковым и Саакашвили или драки в Раде — это просто за пределами. Я явлюсь советником межфракционного комитета Рады «За свободный Кавказ». Недавно по этим делам общался с одним достаточно влиятельным на Западе человеком, который мне прямо говорит: что вообще можно делать с украинским парламентом, никаких серьезных инициатив с ними развивать нельзя, да там только мордобой! Украинская правящая элита коррумпирована и криминализована. Это беда, но не единственная. Российская элита такая же, но ведет себя как элита, то есть сплочённая группа, отстаивающая свои интересы, пусть это интересы и бандитские. С этим украинским холопством надо бороться как с любой нехорошей исторической данностью.

— Исторической?

— Да. Для украинской нации хорошо, что она смогла сохранить себя в тех исторических катаклизмах и условиях, в которых жила Украина. То, что сегодня вообще есть украинцы — уже успех и чудо. Но теперь надо научиться себя вести как ответственные и свободные люди. Публичные драки или мат представителей политической элиты — это наследие рабства.

— Каково значение нынешней украино-российской войны для конструирования наций, или «national building» украинцев и русских?

— Определяющее. Русские нашли себя. Путин реально российский президент, его деятельность находит эмоциональный отклик в сердцах большинства этнических русских. Россия перемолола большое количество народов, включила их в свой состав, нивелировали их национальную идентичность. Это их кредо. Это медведь, который грубо захватывает куски пищи и ест все, что можно. Такова сущность России и русского народа. Именно так они стали самой большой по территории страной на планете. Путин вернул старые смыслы русскому сознанию. Вопрос в том, дадут ли внешние силы этой тенденции развиваться.

В Украине война консолидировала народ и подняла значение украинской идентичности. Если ранее украинская идентичность была в обороне даже в самой Украине, теперь, в определенной степени, она пошла в контрнаступление на «русский мир».

Параллельно с парализованным украинским государством живет украинское общество, которое выявило беспрецедентно здоровый дух. Это странная вещь, потому что плохая власть развращает людей. Пока конфликт выявил только хорошие стороны, как украинского общества, так и украинского национализма. Вопрос в том, что будет с украинским национализмом, если станет ясно, что Революция Достоинства не дала никаких результатов, кроме потери Крыма и Донбасса. Пока проявляются, в основном, светлые грани украинского национализма. Но в украинском национализме есть и темные стороны: Волынская трагедия, антисемитизм вплоть до еврейских погромов, сельская провинциальность в плохом смысле, реакционность, исчезновение интереса к миру и всему новому. Такие настроения сейчас подавлены, но могут вынырнуть при определенных обстоятельствах.

— Чем это чревато?

— Например, это может дать толчок для темных граней национализма соседних с Украиной центрально-европейских народов — венгры, поляки, румыны. Их национализм может приобрести антиукраинское значение. Последствия для Украины будут катастрофические. Сейчас перед Украиной серьезный исторический вызов, а это может привести как к подъему на новые высоты, так и к падению.

Как ранее сообщал «Обозреватель», американская компания Strafor спрогнозировала, что война на Донбассе продолжится в 2016 году.

Александр Куриленко, obozrevatel.com

Добавить комментарий