1683925_20140922150104

Россия, Украина и ЕС не договорились о зимнем транзите газа в Европу. Осталось слишком много неизвестных: размер украинского долга, кто будет платить и чем. Времени остается все меньше и ЕС все отчетливее готовится к перебоям с поставками российского газа.

От встречи в Брюсселе, назначенной на 21 октября, ожидали очень много. После миланских переговоров Владимира Путина ходили слухи, что, наконец, удастся подписать соглашение, которое бы гарантировало бесперебойные поставки «голубого топлива» европейским потребителям через украинскую трубопроводную систему.

Напомним, как сообщали российские официальные лица, Украина и Россия на переговорах в Милане с участием президентов двух стран и представителей ЕС предварительно согласовали все основные спорные вопросы «зимнего плана» по газу, рассчитанного на период до конца марта: цену поставок в $385 за тысячу кубометров, режим предоплаты и график погашения долга. Так что министр топлива и энергетики Александр Новак накануне встречи в Брюсселе рассказывал журналистам, что рассчитывает на подписание итогового соглашения.

Однако достигнуто оно не было. Консенсуса, судя по заявлениям участников переговоров от России, Украины и ЕС, не удалось достигнуть ни по одному существенному вопросу.

Во-первых, нет ответа на вопрос о том, по какой же цене «Газпром» будет поставлять «голубое топливо» самой Украине. Реальность такова, что любая названная сумма выплачена в полном объеме не будет (по той простой причине, что в украинском бюджете сегодня нет на это денег). Это знают все участники трехсторонних переговоров, а не только киевская делегация.

Второе непосредственно вытекает из первого. Непонятно, кто будет оплачивать ранее полученный газ и будущие поставки. Россия заявляет, что дотировать не хочет. ЕС тоже не соглашается платить, несмотря на оптимистические предположения Москвы о том, что именно Брюссель станет главным спонсором «газового транзита» этой зимой. Как вариант, при котором Евросоюз мог бы помочь, вероятно, деньгами, еврокомиссар Гюнтер Эттингер на встрече 21 октября предложил россиянам посредническую схему. Некая совместная компания будет выкупать российское голубое топливо еще на российско-украинской границе и поставлять его дальше уже на своих условиях.

Однако Москву такое предложение категорически не устраивает. Ведь речь идет о схеме, при которой уже не фактически, а юридически в один узел будут увязаны поставки газа и в ЕС, и на Украину. Никакие реверсы после заключения такого контракта не потребуются, поскольку отпадет юридическая проблема, не позволяющая сегодня европейским компаниям, закупившим газ в России, продавать его Украине сразу после прохождения российской границы. Таким образом, у киевских властей окончательно отпадет необходимость как расплачиваться с «Газпромом» за старые поставки, так и заключать контракты на новые.

Попросту говоря, единый энергорынок ЕС просто «поглотит» Украину, вплотную подойдя к российским рубежам, и Москва больше не сможет пугать европейцев тем, что они замерзнут из-за «незаконного отбора транзитного газа» украинскими потребителями.

В итоге компромисс найден не был. Участники встречи, разумеется, делают хорошую мину при плохой игре. Министр энергетики Украины Юрий Продан по итогам переговоров в Брюсселе заявляет, например, что Киев настроен на компромисс по газовому спору с Россией до вынесения решения Стокгольмского арбитража и надеется все согласовать во время очередного раунда переговоров, который назначен на 29 октября.

В свою очередь зампредседателя Европейской Комиссии Гюнтер Эттингер оптимистично заявил: «Мы сделали еще один шаг в сторону возможного решения, и мы близки к договоренности по важным элементам. Другие аспекты, такие как недостаток финансовых средств, требуют проработки».

Однако Александр Новак по итогам брюссельской встречи не был так оптимистичен. «Это в данном случае не от нас зависит. Будут у Украины деньги — будет подписан документ, не будет — будем ждать, когда появятся», — объяснил журналистам российский министр. По его словам, в Москве полагают, что у Еврокомиссии есть достаточные финансовые ресурсы, чтобы помочь Украине решить ее проблемы, однако европейцы просто не хотят их использовать.

Значит ли это, что и 29 октября соглашение о зимнем транзите газа подписано не будет? Скорее всего, да. Но это вовсе не говорит о том, что поставки «голубого топлива» через украинскую трубопроводную систему прекратятся. Есть, разумеется, шанс, что Москва «взбрыкнет» и отключит газ. Но пока европейцы явно считают, что если Россия раньше не прекратила поставки, то это значит, что она поняла безвыходность ситуации и рано или поздно согласится с предложениями Еврокомиссии. Потому что альтернативных покупателей у «Газпрома» нет.

Иван Преображенский

Росбалт.RU

Добавить комментарий