1473e2e61cbcb29f5b724d0eb79a9b04

Павленский совершил героический поступок. Это наиболее впечатляющий перформанс и он войдет в историю

9 ноября социальные сети потряс снимок санкт-петербургского художника Петра Павленского, стоящего на фоне горящих дверей главного управления ФСБ в Москве с канистрой бензина в руках.

Это уникальное фото с невероятным символическим значением. Горели двери пережитка самой мощной структуры Советского государства, с оружием защищавшей Коммунистическую партию ранее, и превратившейся в отдельную «партию» после его падения. Павленский сделал то, о чём мечтали миллионы россиян и иностранцев: поджег вход в ненавистное КГБ и заставил понять, что когда-то наступит и их конец.

Что интересует меня в данном случае больше всего, так это реакция общественности на акцию Павленского. После публикации новости о нем в Фейсбуке мои российские «друзья» принялись преуменьшать важность произошедшего. Один начал рассуждать о расстоянии, мол, в этом районе много дверей, и это был неглавный вход в ФСБ; что на самом деле Павленский поджег какую-то второстепенную дверь. Этот человек, наверное, забыл, что вся территория вокруг Лубянки – это, образно говоря, КГБ; что вся Россия является КГБ. Какая разница, какую дверь он поджег, символизм этой акции в миллион раз важнее, чем локация.

Потом все, как один, принялись размышлять о его душевном состоянии. Тут путинцы и бывшие жертвы советского террора нашли общий язык. Павленского назвали анархистом, пытающимся привлечь к себе внимание, несостоявшимся художником, компенсирующим свои провалы в искусстве шокирующими выступлениями, или просто психом, которому явно необходима помощь. Я понял, насколько обе стороны стали «детьми Сталина», жертвами, простыми исполнителями и сторонними наблюдателями.

Любой человек, который чем-то отличается или ведет себя по-другому, «сумасшедший». Любой человек, который бросает вызов нынешней власти, «переоценивает свое значение». Любой человек, который делает это, «анархист».

Все упомянутые «симптомы» вписывались в концепцию «вялотекущей шизофрении» советской карательной психиатрии. Любой человек, посмевший выступить против нее или готовый пожертвовать всем ради правды, обязательно должен быть психически больным. Для них Павленский — еще один «вялотекущий шизофреник».

Интересно, что те же люди, которые преуменьшают важность акции у ФСБ, восхищаются Ван Гогом и посещают Литву, чтобы увидеть музей известного литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса. Они достаточно образованы в культурном плане и достаточно чувствительны, чтобы наслаждаться и любоваться произведениями необычных личностей прошлого. Тем не менее, когда кто-то действует подобным образом сейчас, они начинают осуждать необычное поведение, считая его «сумасшедшим».

Павленский совершил героический поступок. Это наиболее впечатляющий перформанс и он войдет в историю. Поверьте, когда все его критики давно будут забыты, мир всё еще будет помнить Павленского, стоящего с канистрой бензина перед дверями ФСБ. Сама по себе эта акция является великолепной, и воплощает мечты миллионов тех, кто побывал в застенках КГБ. То, как он это сделал, тоже было великолепно – под покровом ночи, когда холодный ноябрьский ветер несет полную свободу, на заброшенной пустой Лубянской площади, которая для меня навсегда пропитана смертью.

Единственное доступное изображение этого перформанса также было идеально, ведь Павленский стоит там почти так же, как и главный палач советских спецслужб Феликс Дзержинский на своем пьедестале, прежде чем в 1991 году его памятник не снесли с Лубянки.

Если бы я работал в рекламной фирме, то попробовал бы нанять Павленского на работу. Это человек, который знает, как сделать представление, и как оставить месседж. Забудьте обо всех его предыдущих перформансах – это были лишь ступени на пути к этому, генеральные репетиции, позволившие ему сделать идеальное представление, которое мы никогда не забудем. Во время допросов ФСБ поймет то, что Павленского невозможно купить.

Он же анархист и сумасшедший. Ох, и он все это делает для самопиара. С чего ему позволять нанимать себя какой-то фирме?

Роберт ван Ворен, nv.ua

Добавить комментарий