ukraine russia eu usa

В Брюсселе завершился последний раунд торговых консультаций между Россией, Украиной и ЕС по вопросам вступления в силу зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом с 1 января 2016 года. На переговорах Россия выдвинула новые требования: Москва хочет, чтобы Киев признал обоснованность введения РФ ограничительных мер в торговле как с Украиной, так и с ЕС, а также гарантировал свободный доступ российским инвестициям и поставки электроэнергии в Крым. По мнению экспертов, эти требования никак не связаны со вступлением в силу ЗСТ и не могут быть приняты Киевом.

Очередной раунд трехсторонних консультаций Украина — Европейский Союз — Россия на министерском уровне по торговым вопросам, которые прошли в Брюсселе 1 декабря, должен был стать последним, вне зависимости от итогов. Никаких существенных результатов переговоры и не принесли. Москва не поменяла планы касательно того, чтобы с 1 января 2016 года ввести пошлины на украинский экспорт из-за вступления в силу условий свободной торговли между Украиной и ЕС и полностью запретить ввоз ряда украинских продуктов питания. С другой стороны, Киев и Брюссель принципиально отказываются менять условия вступления в силу ЗСТ.

В общем заявлении по итогам встречи отмечается, что стороны могут продолжить переговоры «в контексте существующих гибких возможностей соглашения о зоне свободной торговли», а также «в рамках двусторонних или трехсторонних и многосторонних рамочных соглашений о сотрудничестве». Тем не менее, пока нет оснований ожидать каких-либо прорывов, считает эксперт по вопросам международной торговли Тарас Качка. По его мнению, намерения продолжить консультации с РФ, — скорее, дипломатический шаг, подтверждающий готовность Украины и ЕС решать проблемы путем переговоров: «В данном случае и с дипломатической, и со стратегической точек зрения важно оставлять возможность для продолжения диалога, даже понимая, что, по большому счету, найти какое-то рациональное решение в ближайшее время будет достаточно сложно».

Напомним, главным опасением российской стороны является то, что после вступления в силу ЗСТ российский рынок, под видом украинской продукции, захлестнут европейские товары. Кроме того, Украина должна будет постепенно перейти на технические стандарты ЕС, которые не всегда соответствуют российским, что, в свою очередь, закроет для РФ украинский рынок. Чтобы смягчить эти риски, среди прочего, Москва хотела установить переходные периоды в сфере технического регулирования на некоторые чувствительные для нее товарные позиции, усовершенствовать систему обмена таможенными данными, а также откорректировать правила определения страны происхождения товаров. Кроме того, Россия хотела, чтобы Украина сохранила действие системы сертификатов, чтобы бизнесу не пришлось нести дополнительные издержки на переаттестацию.

Вместе с тем, по словам заместителя министра экономического развития Украины Натальи Микольской, Киев не против продолжить обсуждать тему опасений России, но только после того, как негативный эффект от свободной торговли между Украиной и ЕС будет подтвержден российским рынком. Причем, Украина настаивает, чтобы переговорный процесс шел в соответствии с договором о зоне свободной торговли СНГ. «Согласно приложению №6 к этому договору, даже в случае возникновения какого-то негативного эффекта на рынок, стороны проводят консультации и лишь затем применяют какие-то меры», — отметила госпожа Микольская в комментарии «Апострофу».

Как удалось узнать из источников в правительстве, если Россия откажется от введения продовольственного эмбарго и пошлин в торговле с 1 января (ответная мера на вступление в силу ЗСТ), то Киев готов обсудить вопрос установления переходного периода для действия европейских и российских регламентов и ГОСТов, но не согласен, как того требует Россия, с отменой действия тех евростандартов, которые уже приняты Украиной.

Собеседник «Апострофа» пояснил, что есть возможность снять проблему и по вопросу определения страны происхождения товаров: «Россияне боятся большого количества европейского импорта, который, как они считают, будет перефасовываться под украинскую продукцию и попадать на их рынок. Мы говорим: хорошо, давайте подождем месяц-два. Если эти опасения подтвердятся, то мы готовы на двустороннем уровне отрабатывать эту проблему. Но тогда мы хотим, чтобы такой же уровень контроля, если придется его усиливать, был и по отношению к импорту из России в Украину».

Однако в ходе последних консультаций Россия высказала ряд новых предложений, которые неприемлемы для Украины и не увязываются с соглашением о свободной торговле Украины и ЕС. Как удалось выяснить «Апострофу», одно из этих предложений касается энергетической сферы: Москва хочет получить гарантии по бесперебойным поставкам электроэнергии в Крым. Также Киев должен признать обоснованными все торговые ограничения, которые РФ ввела как в отношении Украины, так и в отношении ЕС и в одностороннем порядке гарантировать свободный доступ российских инвестиций в Украину. «Эти предложения не имеют никакого отношения к вопросу об ассоциации, — пояснила старший экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи. — Было бы абсурдным признать, что все ограничения, которые Россия ввела в торговле с Украиной в течение последних лет были справедливыми и обоснованными. Кроме того, по состоянию на 1 октября этого года, инвестиции из России составляют 6,7% общей суммы. Российский капитал представляет собой существенную часть банковской системы Украины и имеет влияние на ряд крупных бюджетообразующих предприятий в Украине. Поэтому вполне понятно, что Россия хочет сохранить свою позицию, поскольку периодически возникают вопросы о введении ограничений по движению российского капитала в Украине».

Юрий Дощатов, apostrophe.com.ua

Добавить комментарий