Путин обвинил президента Турции в сотрудничестве с ИГИЛ
Путин обвинил президента Турции в сотрудничестве с ИГИЛ

Обращение российского президента к Федеральному собранию превратилось в упражнение по самогипнозу со стороны неспособного на обновление самодержавия

В четверг 3 декабря ровно в полдень Владимир Путин вошел через гигантские золотые двери в сияющий Георгиевский зал Кремля, где его ожидали свыше тысячи высших должностных лиц России, чтобы послушать о текущем состоянии государства в ходе ежегодного послания президента Федеральному собранию.

«Россия находится в состоянии войны с террористами, и эту войну можно выиграть лишь путем объединения с другими мировыми силами, — сказал Путин. Предательство ненастоящих друзей, по его словам, никогда не будет забыто. И только в единстве с народом страна преодолеет вызовы, стоящие перед ней.

«Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации, — отметил он. — В борьбе с терроризмом Россия продемонстрировала предельную ответственность и своё лидерство».

Он повторил свое предложение о создании широкой коалиции против Исламского государства, впервые высказанное им на саммите Генассамблеи ООН в сентябре. Он ругал Турцию за сбитый вблизи сирийской границы российский самолет, предупреждая при этом, что ответ Кремля на подобное «подлое военное преступление» не ограничится введением эмбарго на турецкие помидоры или строительные компании.

В этом году Путин не упомянул Украину ни разу

Мало что в речи российского президента было новым или удивительным. Более красноречиво говорило то, о чем он не упомянул.

Последнее обращение Путин целиком посвятил славной аннексии Крыма и непрекращающейся борьбе против американской гегемонии. В этом году он не упомянул об Украине ни разу.

В зале присутствовали вдовы двух российских военнослужащих, убитых в ходе инцидента со сбитым Су-24, и Путин почтил их память минутой молчания. При этом погибших солдат в ходе тайной войны Кремля в Восточной Украине никто официально так и не признал.

С точки зрения Путина, расчленение Украины больше не является приоритетной целью. Раздираемое внутренними склоками и стремительно теряющее популярность прозападное правительство Киева может уничтожить себя само. Кусок Восточной Украины находится под полным контролем поддерживаемых Россией сепаратистов. Если Кремль станет незаменимым партнером в борьбе против ИГИЛ, Евросоюзу будет сложнее продлевать санкции в связи с агрессией РФ в Украине.

В ходе своего выступления Путин лишь один раз ткнул носом американцев, косвенно назвав Соединенные Штаты зачинщиком беспредела, охватившего Большой Ближний Восток. «Мы знаем, почему это произошло, — сказал он. — Знаем, кому захотелось сместить неугодные режимы, грубо навязать свои правила».

Даже приглашение Черногории в НАТО, обнародованное на этой неделе, не спровоцировало Путина. Трудно воевать с западной цивилизацией, утверждая при этом, что пытаешься её спасти.

Хотя главным врагом Путин назвал «международный терроризм», само Исламское государство он не упомянул ни разу, как и названий других террористических групп. Случайный слушатель мог бы подумать, что врагом для России, на самом деле, является Турция.

Путин лишь раз вспомнил о российском пассажирском самолете, взорвавшемся в октябре в небе над Египтом, унеся жизни 224 человек – теракте, ответственность за который взяло на себя Исламское государство. Он также ничего не сказал о видео, выпущенном боевиками ИГИЛ, где предположительно демонстрируется безглавливание «российского шпиона».

Вместо этого Путин сконцентрировал свой гнев на Турции, заявив, что «правящая клика» страны приказала расстрелять российских летчиков. «Мы знаем, кто в Турции набивает свой карман и даёт заработать террористам на продаже нефти, награбленной в Сирии», — сказал он. В среду министр обороны России заявил о наличии доказательств того, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его семья получают прибыль от теневой торговли Исламского государства нефтью.

Путин отметил, что все разногласия можно решить мирным путем, тем самым подразумевая, что Россия не поднимала бы подобного шума вокруг торговли нефтью с террористами, если бы Турция не сбила их бомбардировщик. «Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали», — добавил глава Кремля под аплодисменты.

После восхваления борьбы России с мировым злом, Путин вернулся к более приземленным вопросам, а именно к состоянию российской экономики в условиях низких цен на нефтяном рынке и сохранения западных санкций. «Ситуация действительно сложная, но – говорил уже об этом, хочу повторить – не критичная», — отметил он.

Затем перечислил ряд мер по реформированию экономики, которые в целом совпадали с его же словами 10-летней давности: покончить с зависимостью от природных ресурсов, бороться с коррупцией, улучшить инвестиционный климат. «Создана зона свободной торговли с Вьетнамом, — гордо отметил Путин. — Россия может стать крупнейшим мировым поставщиком «здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания».

Путин бормотал больше получаса. Благодаря эфиру государственного Первого канала можно было заметить, что многие чиновники в зале сидят с закрытыми глазами. Никто не посмел писать сообщения или шептаться с соседом. Спикер Кремля Дмитрий Песков боролся с усталостью, тараща глаза, от чего они становились круглыми, будто блюдца. Один из присутствовавших почесал уши обеими руками.

Интересующимся реальным положением вещей в государстве россиянам было важно услышать, скажет ли Путин что-то о нарастающем протесте дальнобойщиков, разгневанных новыми сборами. Но ничего подобного не произошло.

Дотошный российский борец с коррупцией Алексей Навальный ранее опубликовал подробное расследование, обвинив семью генерального прокурора Юрия Чайки в связях с мафией. По этому поводу Путин тоже ничего не сказал – тем не менее, Первый канал показал крупным планом каменное лицо Чайки, когда президент читал нотации о необходимости раскрытия информации о доходах и собственности чиновников.

Присутствовавшие в Георгиевском зале были вынуждены слушать сказки царя, даже если они с трудом представляют вызовы, с которыми сегодня сталкивается Россия. Речь Путина превратилась в упражнение по самогипнозу со стороны неспособного на обновление самодержавия. В прошлом году оно боролось против фашистов и легионов НАТО, а в этом – против террористов и их пособников. В следующем году ему понадобится новый враг.

Thomson Reuters

Люсьен Ким, nv.ua

Добавить комментарий