317633

Поводом мог стать 98-страничный иск против президента Путина, который Саид-Эмин Ибрагимов подал в июле 2014 года в Международный уголовный суд. В нем Ибрагимов обвинил президента РФ в «преступлениях против человечности и геноциде» в период второй чеченской войны. На сбор доказательств и подготовку жалобы у него ушло пять лет.

В начале августа 2014 года в Страсбурге было совершено нападение на Саида-Эмина Ибрагимова, который в 1990-е годы занимал пост министра связи непризнанной республики Ичкерия. Десять дней спустя в беседе с корреспондентом Time Саймоном Шустером он связал этот случай со своей критикой в адрес президента РФ Владимира Путина и предположил, что атаковавшие его люди были «агентами российского правительства».

Главный герой статьи в 2001 году эмигрировал во Францию и сейчас живет в пригороде Страсбурга, повествует Шустер.

В начале августа он отправился на рыбалку на местную реку Иль и в какой-то момент «услышал за спиной шорох в перелеске. Не успев обернуться, он ощутил сильный удар по затылку и потерял сознание. Очнувшись, он обнаружил себя с завязанным глазами в обществе по меньшей мере троих русскоговорящих мужчин. Они велели ему «перестать клеветать на их президента» — сначала спокойным тоном, но, когда Ибрагимов сказал им, что «приказы бандитов не исполняет», мужчины, по его словам, начали его избивать и пытать. В показаниях под присягой в полиции Страсбурга (…)

Ибрагимов указал, что один из похитителей потребовал от него прекратить активистскую деятельность — иначе он окажется на Лубянке… В ответ на попытки оказать сопротивление удерживавшие его люди надели на него наручники и стали пытать, заставляя подписать документ, который он не видел. Судя по всему, похитители не собрались его убивать. Он вспомнил, что один из нападавших, обращаясь к другому, сказал: «Слева его не трогайте: у него слабое сердце». Издевательства продолжались почти два дня… 10 августа, рассказывает Ибрагимов, он очнулся в роще на окраине Страсбурга и смог добраться до близлежащей дороги, его одежда была в крови», пишет Инопресса.

К моменту встречи с журналистом на груди и ногах Ибрагимова еще сохранялись следы того нападения. Как пояснил он сам, это были раны от прижигания сигаретами и уколов острыми предметами. Ибрагимов отметил, что истязатели говорили без акцента, «как москвичи», и пожаловался, что французские власти не предоставили ему защиту.

Собеседник Шустера полагает, что нападавших к нему подослали российские власти. Поводом, по его мнению, мог стать 98-страничный иск против президента Путина, который он подал в июле 2014 года в Международный уголовный суд. В нем Ибрагимов обвинил главу государства в «преступлениях против человечности и геноциде» в период второй чеченской войны. На сбор доказательств и подготовку жалобы у него ушло пять лет, уточнил Ибрагимов.

Автор публикации отмечает, что иск Ибрагимова «безобиден» — по двум причинам. Во-первых, решения Международного уголовного суда не имеют законной силы на территории России, поскольку она не ратифицировала учредительный договор этой организации — так называемый Римский статут. Во-вторых, этот суд не занимается делами, относящимися к периоду до 2002 года, когда он был создан, а война в Чечне закончилась двумя годами ранее.

Тем не менее, после подачи иска Ибрагимову стали поступать звонки с угрозами, говорится в статье. В частности, ему предлагали «перестать делать глупости», иначе «может случиться что-то плохое». Ранее на бывшего сепаратиста уже было совершено несколько покушений — например, в 1996 году его несколько раз пырнули ножом в Стамбуле. Другое посягательство на жизнь Ибрагимова могло произойти в 2009 году, однако было предотвращено и нашло отражение в документации французской прокуратуры, которую Ибрагимову показал имевший связи в этом ведомстве адвокат.

Из запроса, адресованного турецким властям, следовало, что французские власти раскрыли план покушения на Ибрагимова и некоторых других «политических беженцев из Чечни». Сообщалось, что «группа наемных убийц могла проследовать на территорию Евросоюза из России через Белоруссию». Убийства планировалось совершать на территории Франции. Упомянутый в документе чиновник подтвердил Time его аутентичность. Ибрагимов утверждает, что несостоявшееся покушение совпадает по времени с периодом, когда он начал готовить иск.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков прокомментировал собранный Шустером материал следующим образом: «На наш взгляд, слова Ибрагимова о том, что его похитили и пытали, как он выразился, «агенты российского государства» заставляют усомниться в его душевном здоровье».

Андерс Фог Расмуссен, недавно покинувший пост генсека НАТО, заявил: «Когда речь идет об операциях России в других странах, ничего исключать нельзя».

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский дал понять, что он и сам не застрахован от таких происшествий: «Мне приходится с этим жить… Если Путин решит меня физически устранить, выжить мне будет непросто, даже в Европе. В кругу его приближенных есть люди, которые все больше и больше склоняются к применению насилия, и мы видим, что они проводят такие операции».
По словам председателя комитета Европарламента по безопасности и обороне, бывшего офицера французской военной разведки Арно Данжана, «российские силовые структуры сейчас очень и очень активны на Западе». «Когда во главе государства стоит бывший [агент] КГБ, неудивительно, что происходят такие вещи», — добавил он.

Обозреватель

Добавить комментарий