Европейские лидеры должны решить, готовы ли они торговать будущим Украины
Европейские лидеры должны решить, готовы ли они торговать будущим Украины

Возвращение к статусу-кво будет означать, что Киев снова стала пешкой в отношениях между Европой и Россией

Приближается момент пересмотра санкций Евросоюза против России. До недавнего времени предполагалось, что их продлят. Так называемые вторые «Минские соглашения», подписанные немецким канцлером Ангелой Меркель, российским президентом Владимиром Путиным, а также их коллегами из Франции и Украины в феврале этого года с целью прекращения боевых действий на востоке Украины, до сих пор не выполнены в полной мере. Меркель всегда настаивала на том, что ЕС не будет рассматривать вопрос снятия санкций до полной реализации договоренностей.

Однако недавние события — террористические атаки в Париже 13 ноября и непрекращающийся поток беженцев в Европу – повлияли на роль Меркель в европейской политике. Более того, эти критические ситуации отодвигают Украину на второй план.

И то, и другое играет на руку Путину. Если кто-то из лидеров ЕС считает, что для противодействия самопровозглашенному Исламскому государству нужен Путин, то им стоит подумать над тем, достаточно ли они сильны и принципиальны, чтобы поддерживать при этом независимую политику в отношении Украины.

Иными словами, европейские лидеры должны решить, готовы ли они торговать будущим Украины ради сотрудничества с Россией. Подобный шаг нивелирует все те усилия, которые ЕС проделал с начала украинского кризиса.

С тех пор Евросоюз уже не смотрит на Украину через призму России, а принимает её как страну, стремящуюся защищать свой суверенитет, независимость и идентичность. Возвращение к статусу-кво в подобных условиях будет означать, что Украина снова стала пешкой в отношениях между Европой и Россией. Неужели ЕС действительно этого хочет?

Роль Меркель здесь очень важна. Именно она подтолкнула все 27 членов ЕС наложить санкции на Россию после аннексии Крыма и вмешательства в Восточную Украину. Именно она твердо стоит на позиции по полной реализации условий Минска-2.

Кроме договоренности о прекращении огня, Минские соглашения предусматривают вывод всех тяжелых вооружений из прифронтовой зоны, а также полный доступ наблюдателей ОБСЕ к территории боевых действий для мониторига выполнения перемирия. По первому вопросу прогресс есть, но не по второму. Перемирие нестабильно, и ОБСЕ подтверждает это.

Меркель удалось объединить всех лидеров ЕС для продолжения санкций против России, несмотря на сильное противодействие со стороны Венгрии, Словакии, Чехии и Греции. Тем не менее, в последнее время её позицию критикуют из-за политики открытых дверей по отношению к беженцам.

Консервативный премьер-министр Венгрии Виктор Орбан обвинил Меркель в неконтролированном наплыве беженцев в Европу, и начал строительство забора с колючей проволокой на границе между Венгрией и Сербией, не согласившись принять каких-либо беженцев. 16 ноября венгерский парламент принял закон, подрывающий сентябрьское решение ЕС о введении обязательной системы переселения беженцев по разным странам ЕС.

Еще больше беспокоит тот факт, что Орбан и другие лидеры ЕС (например, новый премьер-министр Польши Беата Шидло) связывают террористические атаки в Париже с беженцами, прибывающими в Европу, хотя очевидно, что главными виновниками трагедии были либо французские, либо бельгийские граждане.

Это кажется несущественными деталями, однако ввиду роста антимусульманских настроений и опасений относительно нарастания террористических угроз большинство стран Центральной Европы будут еще более склонны к отказу от приема беженцев.

Более того, поскольку Путин охотно вступил в военную коалицию против Исламского государства – шаг, от которого получит выгоду сирийский президент Башар аль-Асад, нанесший ужасные страдания своему народу, — подобная кооперация может изменить отношение ЕС к России.

В качестве награды за сотрудничество, несколько лидеров ЕС могут прийти к выводу, что наступило время поприветствовать возвращение России к статусу-кво в отношениях с Европой. Один из способов сделать это – подвести черту под украинским вопросом и снять санкции. Учитывая низкую популярность Меркель в Центральной Европе и среди некоторых стран Западной, она может оказаться под сильным давлением в попытках сохранить ограничительные меры.

Тем не менее, у ЕС нет иного выбора, кроме как сохранять санкции. Сделать их (а вместе с ними и Украину) пешкой ради обеспечения сотрудничества с Россией в борьбе против Исламского государства равносильно отречению от всех тех усилий, что сделали подобный вид мягкой силы действенным.

Кроме того, это даст России зеленый свет для дальнейшего вмешательства в Украину, а ЕС потеряет те рычаги, которые он ранее имел в своем распоряжении. Это окончательно подорвет Минск-2. Независимо от того, насколько хорошими и действенными были эти санкций, они остаются единственным рычагом давления ЕС на Россию. Их внедрение также стало одним из тех редких случаев, когда ЕС объединился для принятия какого-то решения.

Реальная политика может подорвать политику ЕС в отношении Украины, подсобив при этом России. Тем не менее, она не гарантирует успеха и лишена какой-либо стратегии как по отношению к России, так и относительно глубокого кризиса на Ближнем Востоке и даже безопасности самого ЕС.

Оригинал

Джуди Демпси, nv.ua

Добавить комментарий