12299177_1936666376557503_6150309702509684652_n

Аварийное отключение Крыма от электроэнергии, которая поставляется с материковой части Украины, наконец-то расставило все на свои места в отношениях Киева и полуострова. Крымский федеральный округ Российской Федерации, аннексированный в 2014 году Владимиром Путиным, оказался беспомощным в решении вопросов собственного жизнеобеспечения. Энергетическая блокада для крымчан стала намного более серьезной угрозой, нежели возвращение на полуостров ненавистной им «киевской хунты».

Свет и тень полуострова

В спецоперации Путина по аннексии Крыма, казалось бы, было просчитано все: и настроение жителей на полуострове, и слабость украинской власти, и российское военное присутствие. Только одного не учли кремлевские стратеги: как будут жить крымчане в случае, если Украина прекратит поставки в Крым питьевой воды и электроэнергии, без которых жизнь превращается в сущий ад. Отключение Крыма от электроэнергии в ночь с 21 на 22 ноября могло произойти еще весной 2014 года — сразу же после проведения так называемого референдума о присоединении полуострова к Российской Федерации. Тогда Киев не стал «рубить канаты», надеясь, очевидно, что приход Путина на полуостров будет не долгим. В этом новая украинская власть ошиблась, а торговцы электроэнергией и водой очень быстро адаптировались к новым реалиям. Подрыв линий электропередач в Херсонской области, по которым электроэнергия поставляется в Крым, в очередной раз продемонстрировал зависимость крымчан от материковой части Украины. С легкостью попрощавшись со своей родиной, они оказались не в состоянии о ней забыть: быт и сплошная тьма не позволяют этого сделать.

Вернется ли Крым к Украине?

На протяжении последнего года Украина прекратила железнодорожное и авиасообщение с аннексированным Крымом. Крымские татары и бойцы добровольческих батальонов осуществляют продуктовую блокаду полуострова. Противники таких действий украинской власти убеждены: таким образом Киев навсегда отсекает путь к возврату Крыма в Украину. Мол, крымчане не простят этого материковой власти. Все эти опасения беспочвенны хотя бы по одной простой причине: Россия с полуострова быстро не уйдет. Большинство жителей Крыма и так убеждены, что во всех их нынешних бедах виноват, конечно же, Киев. Как в этой ситуации должна вести себя Украина? Вступать в переговоры с незаконной властью Крыма? Торговаться за свет, газ и воду с Российской Федерацией?

Простых ответов на эти вопросы не существует. Как и нет простых решений крымских проблем. В какой мере Киев может сегодня участвовать в этих процессах, он должен определить сам. Ведь в сложившихся условиях Украина — пострадавшая сторона. Вместе с полуостровом Россия «отжала» и предприятия, организации, инфраструктуру, принадлежавшие украинскому государству. И вопрос возобновления поставок электроэнергии на полуостров лежит даже не в политической, а в экономической плоскости.

Россия: не мытьем, так катаньем

Энергетическая блокада Крыма — сильный удар по имиджу Владимира Путина. До сих пор для большинства крымчан он был и остается полубогом. Но на поверку оказалось, что он, выражаясь его же словами, — обычный «мазурик», который не в состоянии обеспечить жизнеспособность полуострова. Не мудрено, что сразу же после начала энергетической блокады «Газпром» поспешил заявить, что в течение нескольких дней готов прекратить поставки российского газа в Украину.

Газовый шантаж и угрозы — излюбленный способ Москвы вести переговоры с Киевом. На протяжении последнего десятилетия Россия не единожды угрожала Украине перекрыть газовый вентиль. И каждый раз Кремль добивался преференций или же повышения цены на газ. В сегодняшних условиях России это вряд ли удастся. Украина не будет менять Крым на газ. Слишком многое сейчас стоит на кону в украинской власти.

Тем более, на ее стороне — часть европейского сообщества. В нынешних условиях Москва может либо договариваться с Киевом о возобновлении поставок электроэнергии в Крым, либо же «рубить» сухопутный коридор через Мариуполь к полуострову. Первое будет означать, что хозяин Кремля будет вынужден в чем-то уступить Киеву. Второе — разворачивание новой военной кампании. И то, и то — не лучший вариант для Путина. Хотя, похоже, выбор у него невелик — открывать в Мариуполе третий фронт после Донбасса и Сирии — полное безумие.

Сергей Руденко, «Немецкая волна»

Добавить комментарий