Gg0E44Rb4Y0

Американская компания «Святой источник» платила откат местному епископу за помощь в уклонении от налогов и православную этикетку с его подписью

Околоцерковная хозяйственная деятельность — тема закрытая и мало изученная, хотя о ней ходит масса самых противоречивых слухов. Сами отцы церкви, по вполне понятным причинам, говорить об этом избегают. Поэтому рассказать о церкви как субъекте экономических отношений мы попросили директора Института изучения религии стран Балтии и СНГ, кандидата исторических наук Николая Митрохина.

-Что такое Русская Православная Церковь, как субъект экономической деятельности?

— РПЦ – это гигантская корпорация, где под единой маркой действуют сотни тысяч самостоятельных экономических агентов. Начиная с небольших предприятий, создаваемых отдельными священниками и заканчивая общецерковными предприятиями.

— И каков масштаб ее деятельности, ее доля в российской экономике?

— В течение года РПЦ получает от своей хозяйственной деятельности такие же доходы, как средняя металлургическая компания. В общероссийских масштабах это, конечно, не много. Но помимо этого, церковь контролирует еще некоторое количество предприятий, имеющих более значимые обороты. Кроме того, существуют пожертвования от государственных и частных компаний на различные православные программы. И эта сумма уже в два – три раза больше тех средств, которые церковь зарабатывает самостоятельно.

— Почему так скудны официальные данные об экономике РПЦ?

— Потому, что сами управляющие органы церкви не обладают внятной информацией о том, чем занимаются отдельные подразделения – епархии, приходы. Кроме того, церковь привычно скрывает все данные о своей экономической деятельности, потому, что многие источники ее средств противоречат тем ожиданиям, которые люди возлагают на церковь. Это и игра на финансовых рынках, и экспорт нефти, и получение от государства квот на ввоз некоторых товаров и т. д.

— Из каких же средств складываются общецерковные доходы?

— Формально они должны складываться из поступлений из епархий и результатов деятельности синодальных отделов. Но по информации, официально оглашаемой на Архиерейских Соборах, доходы складываются из доходов от деятельности общецерковного предприятия «Софрино» и гостиницы «Даниловская». Плюс около 50% средств Московская Патриархия получает от некоторых операций на финансовом рынке, управляя временно свободными денежными средствами. А доходы от епархий составляют всего около 2,5 % от общей суммы. Бюджет же конкретных отделов Патриархии на самом деле никогда публично не раскрывался.

— И на что все эти деньги тратятся?

— По утверждению церкви, основной бюджет уходит на содержание трех учебных заведений общецерковного значения. Но сейчас самое крупное из них передано на баланс Троице-Сергиевой лавры, так что в данный момент средства расходуются, видимо, на проведение презентаций и «содержание» аппарата. А в случае каких-то экстренных расходов привлекаются спонсоры. Например, когда Патриарх едет в детский дом, деньги на подарки дает кто-то из православных предпринимателей.

— А как же восстановление храмов?

— Нет, этим занимается государство и окологосударственные компании. Почти все крупнейшие корпорации имеют специальные программы по строительству храмов. Сама церковь не способна ни строить храмы, ни поводить их серьезную реконструкцию.

— К чему, по вашему мнению, ведет ужесточение государственной налоговой политики в отношении церкви?

— К тому, чтобы в среднесрочной перспективе, священники стали государственными служащими, т.е. получали зарплату от государства. С одной стороны, церковь этого не хочет, с другой, ей необходимо получить государственную поддержку, иначе множество приходов скоро придется закрывать. Обеспечить себя за счет прихожан может только священник из крупного города, а тот, кто служит в деревне, кормится только с собственного огорода. И сколько лет он будет терпеть такую ситуацию? Я считаю, что религиозные организации должны выживать сами. Но пока мы видим, что государство финансирует большие церковные образовательные программы, православная энциклопедия выходит за счет государства, государство на грани того, чтобы начать полноценно финансировать преподавание основ православной культуры, и думаю, дело дойдет до того, что провинциальные священники охотно примут, как это было до революции, государственную зарплату.

— А должно ли, на ваш взгляд, околоцерковное производство облагаться налогами, наряду с обычными предпринимателями?

— Думаю, нет. Есть сектор некоммерческих организаций, которые платят очень серьезные налоги: 36% единого социального налога, 13% с зарплаты. На мой взгляд, РПЦ, как и все религиозные организации – та же некоммерческая организация. Другое дело, что государство не должно мириться с тем, что где-то в провинции, как это было, например, в Тульской или Ивановской области, священник становится фактически владельцем спиртзавода и пытается его анонсировать как церковное предприятие, на средства которого строится храм. Сколько стоит возвести или реконструировать храм – никто точно сказать не может, не существует никаких критериев оценки. Восстановление этого храма может продолжаться десятилетиями, и что, все это время этот условный спиртзавод будет работать? Я думаю, надо отсечь подобные коммерческие предприятия от некоммерческих.

— Может, государство, отказываясь передавать некоторые культовые здания в собственность церкви, стремится сохранить возможность воздействия на РПЦ?

— Церкви было передано около 15 000 объектов недвижимости в долгосрочную аренду – фактически в собственность. Инвентаризации доселе не проводилось, что с ними стало, никто не знает. Самый показательный случай произошел в Ульяновске. В доме, в котором до революции размещалось Епархиальное управление, открыли кафе. Когда это здание было передано церкви под обещание открыть здесь приют, кафе просто перезаключило договор аренды теперь уже с церковью. В определенных кругах есть надежда на то, что церковь получит в собственность землю, станет крупным земельным собственником и за счет средств, полученных от земли, будет себя финансировать. Но в этом случае возникает вопрос: почему церкви возвращают ее былую собственность, а людям, которые являются потомками дворянского, купеческого и казачьего сословий, нет. Тем более что церковь претендует на колоссальное количество объектов, которые до революции ей на самом деле не принадлежали. Они принадлежали церковно-приходским общинам или помещикам, или еще каким-то структурам.

Кроме того, существует огромное количество объектов собственности, которые церкви не нужны. Недавно, в Новгородской области я наткнулся на заброшенный монастырский комплекс во вполне приличном состоянии. Теоретически, епархия могла бы его потребовать, но что она с ним будет делать? Его надо восстановить, туда надо проложить дорогу, поселить монахов. А средств и монахов нет. Во Владимирской области, из 900 имеющихся храмов церкви передано около 400. А если ей передать еще пятьсот зданий (хотя она их, насколько известно, и не просит), где епархия возьмет средства, чтобы их восстановить? И так уже священники жалуются, что их все компании с порога отсылают: «Мы уже давали и на этот храм и на этот». А главное — кто туда будет ходить? Патриарх, на последнем Епархиальном собрании сказал, что количество прихожан уменьшается. И это не связано с открытием новых храмов.

— А как развивается околоцерковное производство? Есть ли предприятия, составляющие хоть какую-то конкуренцию знаменитому «Софрино»?

— Околоцерковное производство развивается и имеет разные формы: от некоторых успешных предприятий, которые имеют миллионные (в долларах) обороты, до бабушек и тетушек, которые шьют одно облачение в неделю. В принципе, это тоже околоцерковное производство. Или, к примеру, бригада столяров, которая ездит по епархии и делает иконостасы.

Есть множество крупных церковных компаний, которые по объемам производства сопоставимы с «Софрино», но они предпочитают себя не афишировать. Одна из самых известных в Москве находится в Новоспасском монастыре и специализируется на производстве маленьких деревянных иконок с наклеенными бумажными образами. Троице-Сергиева лавра считается крупнейшим производителем свечей и полиграфии. А «Софрино» — это просто брэнд, причем не самый популярный. Патриарх на каждом Архиерейским Соборе призывает епископов покупать софринскую продукцию, они, конечно, покупают понемногу, но реально предпочитают более дешевый товар.

— Говорят церковная продукция исключительно «экологически чистая».

— Всю свою продукцию РПЦ позиционирует как экологически чистую. В России это имеет перспективу. Брэнд «православное» вполне может стать синонимом «экологически чистого». Но на самом деле эту продукцию никто не проверял. Просто в России сейчас низкая конкуренция на рынке экологически чистых товаров. Как только она обострится, православных там «задавят» большие компании. Пример тому — история «Святого источника», которая начиналась, как чисто американская кампания. Производители просто платили определенную сумму местному епископу за помощь в уклонении от налогов, православную этикетку с его подписью и обещанием потратить часть денег на храмы. Год назад брэнд купила компании «Nestle». И теперь эта же вода рекламируется уже безо всяких кивков на РПЦ (тем более что епископ перестал выполнять свои обязательства), упор делается на известный брэнд. В каждом регионе есть бутылированая вода, которую выпускает какой-нибудь спиртзавод, просто наклеивая этикетку с изображением местного монастыря. Поэтому можно утверждать, что сейчас не меньше половины товаров, производимых как «православные», на деле к церкви никакого отношения не имеют.

— А как, по-вашему, выглядят перспективы развития экономики церкви?

— Здесь сложно делать какие-либо прогнозы. Пока ситуация относительно стабильная. Но с одной стороны, растет число людей, связывающих свою жизнь исключительно с церковью, с другой стороны, сокращается число непостоянных посетителей церкви, т.е. потребителей продукции околоцерковного производства.

— Какие факторы могут повлиять на улучшение финансового состояния церкви?

— Церковь должна налаживать свой внутренний менеджмент. Чтобы разные, как в самой церкви говорят, «жучки», то есть священники или околоцерковные деятели, получающие хорошие доходы, в большей степени тратили их на церковь. Но это станет возможным только с появлением механизмов, обеспечивающих прозрачность, разделение функций духовенства, поддержание корпоративного духа. Чтобы вороватый священник не платил «откат» секретарю епархиального управления, а изгонялся самими священниками. Это должно быть внутрицерковное понимание и решение, что дальше так жить нельзя. И хотя уже сейчас есть критика епископата, исходящая как из фундаменталистских, так и из либеральных кругов, но пока большинство эта ситуация устраивает. Так что в ближайшие годы какие-то изменения вряд ли возможны.

Newsland

Святейший патриарх Кирилл. Штрихи к портрету главы РПЦ

132ebf97d8615764e5c1eeb88e4

Для всех тех, кто не первый год интересуется деятельностью религиозных организаций на территории стран бывшего СНГ, скорее всего, нет ничего удивительного в том, что в последние десятилетия РПЦ обменяла статус некогда гонимой на почетное звание гонителя. Официальные представители церкви уже давно не скрывают свои амбициозные желания жить в достатке и роскоши, а сама РПЦ успешно перешла на новый уровень сотрудничества с властью, от которой время от времени получает ощутимую как идеологическую, так и финансовую помощь.
В связи с последними скандалами, в которые оказался замешанным сам патриарх Кирилл (Гундяев), активные церковные пропагандисты избрали наилучшую тактику защиты — нападение, поспешив объявить, что некие откровенно враждебные РПЦ силы развернули настоящую антиправославную кампанию.

Конечно же, это не так. Никто насильно не вешал на руку патриарха дорогие швейцарские часы, не заставлял его публично лгать о том, что он и в глаза не видел Breguet за скромные 30 тысяч евро (не говоря уже о том, чтобы носить), не принуждал подавать в суд на своего соседа по элитному московскому дому священника Шевченко и т.д. и т.п. Тем не менее, несмотря на очевидную клерикализацию российского общества, наглые рейдерские захваты собственности и прочные позиции церкви, укрепленные заботливой рукой «духовного тандема» Владимир Путин-Владимир Гундяев, РПЦ продолжает гнуть свою линию, утверждая, что православие сегодня находится едва ли не в бедственном положении. Впрочем, толстые животы служителей культа яростно опровергают эту неуклюжую попытку сотрудников Московской патриархии оправдать свое отнюдь не духовное поведение.

81ee319cdbd43488839f237e360_prev

Блогер под ником newman в своем ЖЖ собрал воедино все претензии, которые когда-либо высказывались в адрес РПЦ и ее представителей на протяжении всего периода постсоветской истории России. Получилось довольно содержательно. Ниже мы предлагаем вниманию читателей несколько сокращенный вариант публикации, полную версию которой вы найдете в блоге newman. Там же можно свободно ознакомиться и с многочисленными ссылками на материалы, использованные автором для написания данной статьи.
Алексей КОЗЛОВ «Атеистический сайт Беларуси»

1.Исчезающий Breguet и пыль на 20 миллионов

Нет возможности в наше время все скрыть, в какой-то момент все всплывает,
к счастью, какие-то документы вдруг начинают в интернете появляться,
и вдруг общество понимает, что то, что где-то в каком-то месте происходило,
имеет под собой совершенно прагматические и прозаические причины…
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Кишинёв, 11 октября 2011 года.

В последнее время в информационной среде наблюдается особенно интенсивный резонанс критики в адрес РПЦ в целом и патриарха в частности. По-видимому, тому есть множество вполне реальных предпосылок. Это и рост недовольства со стороны определённой части общества, вызванный чрезмерным проникновением церкви в светскую жизнь: явной аффилированностью высшего духовенства с властью, активным присвоением церковью муниципальной собственности, религиозной пропагандой в школах и т.д.; а так же накопление и осмысление обществом критической массы фактов из жизни верховных иерархов РПЦ.

Поводом для начала информационного пожара послужила крайне агрессивная реакция властей и церкви на провокацию группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Похоже, что такая реакция ужаснула общественность, пробудив из коллективного бессознательного воспоминания о средневековых ужасах инквизиции и прочих кошмарах, которые, в том числе, происходили и на Руси, особенно во времена крещения или гонений на старообрядцев. Масла в огонь подлили и откровенно пугающие высказывания отдельных представителей РПЦ, например Всеволода Чаплина, который в открытую признался, что материальные предметы, считаемые православными святынями, для него важнее человеческих жизней.

Интересно, а что бы сказал сам Иисус Христос на все эти обвинения в адрес Pussy Riot? А давайте вспомним один отрывок из Нового Завета (Евангелие от Иоанна, глава 8):

cf2587ea40ad00896ed8b402afa

Интересно, действительно ли наши «святые отцы» настолько святые, что могут смело бросать камни в адрес этих девушек? И почему это вдруг ломание их жизней и душ стало менее тяжким грехом, чем «осквернение» материальных предметов?
Впрочем, особая привязанность духовенства к материальным предметам уже давно не является для нас открытием. Один из таких предметов чрезвычайной важности недавно был продемонстрирован самим патриархом Кириллом, что, видимо, стало последней каплей, опрокинувшей чашу народного терпения.

fa292d6ca51aab6628cbc396345

Самое восхитительное здесь — это вовсе не часы за 30 000 евро, а те неуклюжие попытки замять эту историю с использованием фотошопа и нелепых отговорок, что лишь усугубило ситуацию и привлекло огромное внимание. Казалось бы, ну что стоило, например, сразу сказать, что это вовсе никакой не Breguet, а простые отечественные часы, купленные на Савёловском рынке за 100 рублей, к тому же собственником их всё равно является РПЦ; а вся эта шумиха с Брегетом — это всего лишь рекламная акция швейцарской фирмы. Но нет, духовенство как всегда проявило чудеса эрудиции и прозорливости. Теперь, благодаря их стараниям, эта ложь стала совершенно очевидной и отделаться от неё уже невозможно. Это и стало поворотным моментом, ведь теперь в руках у людей появилось реальное неопровержимое доказательство откровенного вранья — частичка истории, которую не успели уничтожить, запечатлённая в процессе уничтожения.

Ещё один очень важный для патриарха предмет обнаружил себя в судебном разбирательстве, которое Гундяев учинил против Юрия Леонидовича Шевченко — бывшего министра здравоохранения, известного кардиохирурга и… священника РПЦ. Хотя назвать этот циничный рейдерский захват с применением всей мощи государственной машины «судебным разбирательством» как-то язык не поворачивается. Оказывается, у святейшего в собственности есть пентхаус в элитном доме на набережной. И там хранятся такие сокровища, что простая строительная пыль с нижнего этажа из квартиры Шевченко смогла нанести патриарху ущерб в размере аж 20 000 000 рублей (или 666 тысяч долларов, как весьма остроумно пошутил Андрей Кураев)! И теперь посредники Гундяева отжимают квартиру у Шевченко, дабы тот смог хоть как-то компенсировать столь ужасающий материальный ущерб.

Всё это, на первый взгляд может показаться скучным и обыденным. Ну подумаешь, кто-то соврал… или пытается отнять чужое имущество. Всё это слишком привычно для нашей страны, как запах воздуха. Однако есть здесь и весьма щекотливый момент, вскрывающий очень маленькую, но крайне неприятную для РПЦ истину. Истину, способную запустить необратимый процесс саморазрушения авторитета самой церкви в глазах верующих. Эту истину как-то стараются обходить стороной, а если и говорить о ней, то шёпотом, не акцентируя на ней излишнее внимание. А внимание на это обратить совершенно необходимо, особенно тем, кто считает себя истинно верующими. И чтобы сделать это, нам придётся вместе изучить некоторые тонкости небесной бюрократии. Итак…

Согласно пункту 4 главы 1 Устава Русской Православной Церкви, опубликованного на официальном сайте патриархии РПЦ:

Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:
а) Священного Писания и Священного Предания;
б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;
в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;
г) настоящего Устава.

Все основные каноны и правила из подпункта (б) собраны в специальный сборник, имеющий титул Книга правил (полное название: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец); была издана Святейшим Синодом в 1839 году в русском переводе, несколько стилизованном под церковнославянский.

В частности, «Книга правил» содержит Правила святого собора Константинопольского, во храме святых апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861), принятые по решению так называемого «Двукратного Собора» — поместного собора Константинопольской Церкви, состоявшегося в церкви Святых Апостолов в Константинополе в мае 861 года под председательством патриарха Фотия в присутствии императора Михаила III. Этот документ особенно интересен тем, что затрагивает крайне болезненную для всего православного духовенства тему — непреложные обязанности каждого постригшегося в монахи человека. Например, правило № 6 гласит:

20813cef62e1954ce852f972373

То есть по православным канонам действующие монахи не имеют права владеть частной собственностью, а всё вверяемое им имущество фактически принадлежит монастырю. Каждый желающий постричься в монахи должен заранее обеспокоиться судьбой своего имущества, завещав его кому-либо в соответствии с действующим законодательством, в противном случае всё его имущество перейдет в собственность монастыря сразу же после пострига. У монаха, замеченного в присвоении себе какого-либо частного имущества, данное имущество изымается игуменом или епископом, продаётся, а все вырученные средства раздаются нищим и нуждающимся.
Обратите внимание: изъятые средства именно РАЗДАЮТСЯ, напрямую из рук в руки живым людям, публично, на глазах у народа. А не перечисляются в какой-либо благотворительный фонд, откуда их всегда можно окольными путями перевести на тайный банковский счёт.
А если выяснится, что монах не только присвоил, но ещё и утаивал факт присвоения, за это полагается особая мера наказания — епитимья. В чём конкретно будет заключаться эта епитимья, зависит от решения ответственного игумена или епископа, но она должна быть достаточно серьёзной. В православии за тяжкие грехи епитимья может заключаться в отлучении от причастия святых таин. Например, за клятвопреступление полагается отлучение сроком до 10 лет.
В этом и заключается великое горе, обрушившееся на патриарха и всех его сподвижников-епископов. Ведь все эти люди являются монахами. Более того, они не могут отречься от монашества, не потеряв свой церковный титул.
История с Breguet страшна не только и не столько потому, что вскрыла очевидную ложь при попытке её замять. Сам факт этой лжи доказывает:
1) У патриарха в частной собственности имеются часы Breguet стоимостью 30 000 евро, налицо факт присвоения некоторого имущества;
2) Патриарх и его окружение намеренно утаивали факт присвоения.
Аналогичная ситуация и в истории с квартирой. Ведь фактическим истцом в этом деле является Владимир Гундяев, он фигурирует как владелец квартиры. Но согласно церковным канонам данная квартира должна быть давно продана, вместе с часами Breguet, а все деньги нужно было раздать нищим и нуждающимся. Этого не произошло и не происходит по сей день. Хотя об этом уже давно известно всем епископам, информация о Брегете и судебном деле циркулирует по интернету уже долгое время. Епископы молчат, хотя на лицо преступление против закона божьего. Сам патриарх тоже не спешит оглашать факт наличия в его собственности квартиры и того, что её нужно продать и раздать беднякам. Значит и с квартирой происходит очевидное утаивание факта наличия имущества.
Причём в утаивании как Breguet, так и квартиры участвует не только патриарх, но и все епископы, всё высшее духовенство. Все эти люди фактически являются сообщниками в нарушении непреложных канонов. Отсюда вся горесть и печаль на лицах этих людей. Нет, не потому, что они опасаются божьей кары, на бога им давно наплевать. Страшно, что всё это увидят и осознают простые смертные, из тех, которые приносят пожертвования, покупают свечки и церковную утварь, оплачивают обряды. Ведь тогда люди будут уверенно требовать низложения всех церковных епископов и патриарха, либо просто перестанут посещать церкви и храмы. Что одинаково гибельно для тщательно налаженного под крылом государства бизнеса. В общем, неотвратимо грядёт страшный суд, которого больше всего боятся святые отцы.

2.Lifestyle

Очень важно научиться христианской аскезе…
Аскеза — это способность регулировать свое потребление…
Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом.
И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные.

Патриарх Кирилл

Если бы история с Breguet или квартирой была единичным эпизодом в жизни патриарха, тогда уж действительно можно было заподозрить здесь какой-нибудь антицерковный заговор «агрессивного либерализма» с участием жидомасонов. Однако вся предыдущая жизнь Кирилла, которую мы имели удовольствие лицезреть, как бы недвусмысленно намекает на что-то гораздо более глубокое. Что-то такое, на фоне чего две эти истории выглядят совершенно невинными шалостями. Вот, например, посмотрим на личный автопарк патриарха.

38e75f757b185d88b03160ba1a9

Ну как вам тачка? Настоящий Mercedes S-класса, бронированная модификация, флаг с личным гербом патриарха Кирилла. Нравится? Хотите такую? А вот фиг вам. Вы же не патриарх. А какой у него кортеж… Мама дорогая! Ещё у него есть несколько CADILLAC Escalade.

ad246ee3699af84917024bb2f83_prev

Лично для меня совершенно удивительно, почему вокруг маленьких часиков разразилось столько шума, в то время как целый эскорт из гигантских автомобилей отошёл куда-то на второй план. Хотя, наверное, тут всё дело в фотошопе. Если бы служители клира овладели высокими технологиями чуть раньше, мы бы восхищались более чудесными проявлениями святости патриарха, чем исчезновение дорогих швейцарских хронометров.

Вообще у нашей патриархии очень давняя любовь к дорогим автомобилям. Оказывается, еще недавно через сеть аффилированных компаний РПЦ торговала машинами BMW, являясь соучредителем ООО «БМВ Русланд» вместе с австрийским подразделением BMW (БМВ ОСТЕРРАЙХ ХОЛДИНГ ГМБХ, зарегистрированным в Австрии). Цепочка длинная: РО «Московская патриархия» владеет 100% «Фонда православного ТВ», которому принадлежит 25% ЗАО «АО Витал», а тот, в свою очередь, контролирует 25% ООО «БМВ Русланд». Эта компания была зарегистрирована в 1999 году. До 2005 года, видимо, через нее концерн BMW Russia продавал свои, собранные на калининградском заводе «Автотор», машины.

Увлечения нашего аскета не останавливаются на автомобилях и автомобильном бизнесе. Его святейшество патриарх Кирилл и его подчиненные пользуются одной из самых шикарных яхт в России и при этом не очень законно эксплуатируют символы государственной власти РФ. Черная яхта «Паллада» с тонированными стеклами, с российскими гербами на бортах и триколором на корме пришвартована у Никольского скита Валаамского архипелага. Неподалеку отсюда находится Валаамская резиденция патриарха. «Паллада» почти всегда стоит здесь — для нее построен собственный причал. На фоне Никольской церкви она смотрится как президентский лимузин на фоне Кремля.

cda98a90c25ab05834d038ef5f2_prev

А вот скромная монашеская келья на борту яхты, в которой наш патриарх занимается умерщвлением плоти.

5903152af38401573f203092897

Конечно, Кирилл не покупал «Палладу» на свои деньги. Ибо он не настолько глуп, чтобы так открыто подставляться. Формально эту яхту подарила патриарху компания «Лукойл», которая выкупила «Палладу» у Владимира Путина. К тому же официально она, скорее всего, вовсе и не принадлежит Гундяеву, а числится за какой-нибудь церковью. Но кому бы яхта ни принадлежала, патриарх ею активно пользуется. А простым смертным туда доступа нет.

Можете ли вы после всего этого поверить, что речь до сих пор идёт о человеке, принявшем монашеский обет? А это факт!

Кстати, а за какие такие заслуги «Лукойл» будет дарить патриарху РПЦ такие дорогие подарки? Это интересный вопрос. Может в руководстве нефтяной компании сидят очень набожные люди, уверовавшие во Христа? В это как-то слабо верится. А учитывая тот факт, что президент компании «Лукойл», Вагит Юсуфович Алекперов, родился в Баку в азербайджанской семье и явно воспитывался в мусульманской вере, в это верится ещё меньше. Однако в прошлом нашего патриарха есть весьма любопытные моменты, которые, возможно, помогут пролить свет на загадочную любовь нефтяного бизнеса к предстоятелю РПЦ МП.

В лихие девяностые, когда Кирилл был митрополитом, он руководил Отделом внешних церковных связей (ОВЦС МП). Это весьма интересная организация с очень скандальной историей. В частности, ОВЦС выступил тогда учредителем АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Через МЭС Кирилл занимался экспортом нефти, что стало самым доходным его бизнесом после 1996 года. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около $2 млрд. Ввиду закрытости информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).

Отдельная тема, заслуживающая пристального внимания, это роскошные дворцы патриарха Кирилла. Ещё в начале 2000-х годов руководство нашей страны выделило под строительство патриаршей резиденции 10 га реликтового заповедного леса на территории Геленджика. Под патриарший дворец и его служебно-бытовые помещения, лукаво поименованные «духовно-культурным центром РПЦ», произвели беззаконную сплошную рубку сотен пицундских сосен, занесённых в Красную Книгу, и заняли изрядный участок старой джанхотской дороги, традиционно служащей отдыхающим в качестве оздоровительного терренкура. Получилось очень монументально.

708f82183637998e3b8b99b06b6

Хороший климат, свежий морской воздух, красота природы. Вот такая вот «Дача патриарха» досталась Гундяеву. Кстати, а за чьей счёт ведётся строительство и кто будет оплачивать ежегодное содержание этого «духовно-культурного центра»? А всё это, дорогие мои, за наши с вами деньги, бесстыдно выгребаемые из бюджета. А если учесть, что эта резиденция у патриарха Кирилла далеко не единственная…

Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием увлечение Гундяева горными лыжами, за что, собственно, блогеры и окрестили его Лыжнегом. Хобби патриарха обслуживает собственная вилла в Швейцарии, куда он летает на личном самолёте.

e46153788a600fdd33d5524d240_prev

О развлечениях патриарха можно говорить бесконечно. Но уже совершенно ясно, с кем мы имеем дело. Дорогие швейцарские хронометры, элитные пентхаусы, спорткары, яхты, дворцы и личные самолёты — всё это не имеет ни малейшего отношения к человеку, который решил посвятить свою жизнь богу. Такой гламурный стиль жизни следует ожидать от олигархов или чиновников-коррупционеров, но никак не от святых отцов, принявших монашеский обет.
Личность патриарха Кирилла вообще очень загадочна и неоднозначна. Ходят слухи о не совсем традиционной сексуальной ориентации Владимира Гундяева. Об этом в своё время открыто высказался полковник ГРУ в отставке Владимир Васильевич Квачков, который ныне содержится в СИЗО «Лефортово» по обвинению в мятеже и терроризме.
Эту информацию также подтверждает бывший клирик чукотской епархии отец Антоний. У Кирилла, оказывается, есть одна старая кличка — митрополит Содомский и Гоморрский.

А сколько всего денег припрятал наш аскет?

В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в $ 1,5 млрд. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $ 4 млрд.
Как объяснить столь блестящую финансовую карьеру Владимира Гундяева? Давайте заглянем в прошлое нашего патриарха.

3. Табачный митрополит

Разве среди протестующих нет того,
кто обманывает своего мужа или свою жену,
кто ведет параллельную жизнь,
кто нечистоплотен в бизнесе?

Патриарх Кирилл

Пожалуй, самый громкий скандал вокруг имени Кирилла разразился в лихие 90-е. Началось всё с того, что в 1993 году при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор того самого Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), которым руководил митрополит Кирилл. Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две «параллельные» комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую «помощь» можно освободить от налогов и акцизов, а вторая — ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам.

Так под видом гуманитарной помощи патриархия ввозила множество самых разных товаров, которые реализовывала через обычные коммерческие сети. Такой оффшорный бизнес стал приносить Кириллу и его подельникам небывалые доходы, ведь они не платили таможенных пошлин и акцизов. По этому каналу к 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 18 миллиардов сигарет. А «Ника» осуществляла основную часть оптовых продаж этих сигарет на территории России. Есть документы, подтверждающие факт ввоза табачных изделий Московской патриархией, например (взято у Леонида Соснина):

Письмо ГТК РФ от 22 марта 1996 г. N 01-29/5202 «О ввозе табачных изделий Московской Патриархией» (не действует)
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Информирую Вас, что в соответствии с письмом Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации от 07.02.96 N 124 к, ГТК России считает возможным продолжить таможенное оформление в качестве гуманитарной помощи табачных изделий, ввозимых Московской Патриархией.
Письмо ГТК России от 28.02.96 N 01-23/3601 признать утратившим силу.
Заместитель Председателя Комитета
С.М.Беков

Естественно, что такие большие дела нельзя долго скрывать от посторонних глаз. И уже очень скоро в адрес патриархии посыпались весьма нескромные вопросы. Особенное внимание уделялось сигаретной составляющей их нового бизнеса.
«Табачный скандал» получил широкое публичное освещение в 1997 году, когда журналист «Московского комсомольца» Сергей Бычков опубликовал серию статей о торговле сигаретами и алкоголем, назвав в одной из них тогдашнего председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Владимира Гундяева) «табачным митрополитом».

Особую пикантность табачному бизнесу Кирилла придает тот факт, что в православии курение считается грехом: оно и на самом деле губительно для здоровья и жизни человека. Как это прокомментировал сам Кирилл?

21 февраля 1997 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоялась пресс-конференция по итогам Архиерейского Собора. Некоторые из вопросов были заданы митрополиту Кириллу по поводу публикаций, порочащих его честь. Вот, что он ответил: «Нас призывают обращаться в суд в подобных случаях… Люди, возводящие хулу на верующих, делают это в собственных целях. Они не желают слушать оппонента, изучать материалы, искать правду. Спорить с ними бесполезно». А на вопрос по поводу «сигаретного дела» митрополит Кирилл решительно заявил: «Почти все, что публикуется на эту тему, является ложью, с начала и до конца. Ложью является, что митрополит Кирилл имеет отношение к Комиссии по гуманитарной помощи».
Интересно отметить, что Кирилл постоянно говорит о себе в третьем лице.

«Далее владыка Кирилл объяснил собравшимся, — пишет в статье «Пресс-конференция по итогам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви» М. Григорьева («Православная Москва», №8-9, март 1997), — что в русской церкви имеется Комиссия по гуманитарной помощи, куда православные и не только православные христиане со всего мира присылают кто что может. Среди вещей, которые приходят с гуманитарной помощью, есть такие, которые церковь не может использовать по прямому назначению. Например, сотни двигателей от холодильников, оконные рамы и блоки и, наконец, сигареты. Их можно отправить обратно дарителям. А можно согласовать вопрос с Правительством и передать сигареты в светскую торговлю, что и было сделано. Часть от вырученных денег была направлена в центральный церковный бюджет, на общецерковные нужды.

«Видимо, после этой кампании нам вряд ли пришлют этот гуманитарный груз — и бог с ним, — заявил митрополит Кирилл. — Но почему-то, — продолжил он, — критикуют притянутого к этому делу митрополита Кирилла, хотя он не имеет никакого отношения к сигаретам. Причем тут развал Советского Союза, в котором тоже митрополит Кирилл виноват? Причем развал православия на Украине, в Эстонии? Создается впечатление, что цель этих публикаций — скомпрометировать митрополита Кирилла. По каким причинам? Я не хотел бы об этих причинах здесь говорить. Надеюсь, что время все расставит на свои места, и мы узнаем, кто стоит за кампанией клеветы на русскую церковь и одного из ее смиренных служителей».

8678a7ddae9df51c205f238f72f_prev

То есть, со слов Кирилла выходит, что все эти миллиарды (!) сигарет чисто случайно подарили РПЦ добрые православные со всего мира, которые, видимо, очень пекутся о здоровье деятелей церкви. Часть, наверное, настреляли московские священники у своих прихожан. А потом небрежно бросили всю эту курёху рядом с сотнями двигателей (?!) от холодильников. И вообще, Кирилл не имеет к этому делу никакого отношения. Всё это, конечно, звучит весьма убедительно, однако жизненные реалии предстают в несколько ином свете:

ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 04.11.96 N 11-01-08 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ По состоянию на ноябрь 2007 года.
Из письма становится очевидно, что все эти поставки сигарет — плановое мероприятие с ясно обозначенными объёмами, а не какая-то случайная благотворительность. Так же очевидно, что сигареты РПЦ ввозила, не уплачивая акцизы, НДС и таможенные пошлины. Когда же был поставлен вопрос об ужесточении мер по взыманию налогов, Алексий II направил письмо правительству с просьбой позволить и далее ввозить сигареты, не уплачивая налоги. Изначальный план на поставку — 50 000 тонн сигарет. Блок сигарет Мальборо (10 пачек) швейцарского производства (откуда, по информации С. Бычкова и поставлялись сигареты) имеет вес в 0,27 кг. Простые подсчёты дают число объёма поставок в более чем 185 миллионов блоков сигарет. Много это или мало? Стоит ли это количество в одном ряду с сотнями научно-фантастических «двигателей от холодильников»? Если учесть, что в каждом блоке по 10 пачек, а в каждой пачке по 20 сигарет, получаем 37 миллиардов сигарет — столько было запланировано всего. При этом 18 миллиардов из них уже точно были ввезены к 15 октября 1996 года. Дополнительная прибыль РПЦ, связанная с освобождением от причитающихся на эти 18 млрд сигарет налогов, составила 830 миллионов деноминированных рублей.

А сколько это — 18 миллиардов сигарет? Фура, забитая сигаретами под завязку, это 400 ящиков, или 48 000 блоков сигарет, или 9 600 000 штук сигарет. Делим общее количество сигарет на количество сигарет, умещающееся в одну фуру. Получаем примерно 1 875 фур.

Всё это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП. Считается, что они и «заказали» информационную кампанию по разоблачению бизнеса Кирилла. По утверждению Бычкова, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

Возможно, как считает Леонид Соснин, «табачные короли» также нашли рычаги влияния на Алексия II, под прессом которых последний написал казалось бы невыгодное для РПЦ прошение о запрещении растаможивания сигарет в качестве гуманитарной помощи. Интересен и сам факт такого письма от Алексия II в правительство РФ с просьбой запретить безакцизный ввоз РПЦ-шных сигарет. Казалось бы, если ты хозяин в своём доме, то просто перестань творить беспредел, не ввози сигареты. Но нет, даже патриарху приходится косвенными методами закрывать потоки через ставшие нежелательными краны. В конце концов, патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).

Очень наивно выглядят заявления Кирилла о его полной непричастности к табачному скандалу. Дескать, это всё происходило как бы без его ведома и согласия. Как может глава организации, в которой происходят многомиллиардные махинации, быть не в курсе дел?
Особенно много стали говорить об этой «непричастности», когда наступила пора выборов нового патриарха в 2009 году.
Диакон Андрей Кураев, который «случайно» срывался с цепи и бросался на конкурентов Гундяева, даже опубликовал в своём блоге интервью с Александром Починком «К вопросу о «табачном» деле». Александр Починок, бывший в 90-х недолгое время руководителем госналогслужбы, внезапно решил вспомнить о более чем 10-летней давности табачном скандале и внести в него ясность. По версии Починка Гундяев был вовсе ни при чём, а вся ответственность лежит на митрополите Клименте (Капалине) — бывшем заместителе Кирилла по ОВЦС МП, который, по странному стечению обстоятельств, оказался главным конкурентом Гундяева на патриарший престол. Чудеса?

Таким образом, мы видим, что карьера нынешнего патриарха РПЦ с самого начала имела ярко выраженный криминальный характер. Всё это наводит на размышления, что святейшему давно пора предоставить более уединённое место для его молитв, скажем, в одном из столичных СИЗО, а то мирские соблазны так и гляди собьют его с праведного священного пути.

Заключение.

Вихри враждебные веют над нами!
Тёмные силы нас злобно гнетут!
В бой роковой мы вступили с врагами!
И это причина для всех оправданий!
Егор Летов, «Второй эшелон»

Если вас обвиняют в больших злодеяниях и вам нечем на это возразить, не беда. Есть старое проверенное средство — «перевести стрелки» на оппонента — то есть обвинить его во всём том, в чём он обвиняет вас, и даже в большем. Очень просто. И это обязательно сработает, если у вас есть авторитет, и к вам прислушиваются миллионы людей. И не нужно доказывать свою невиновность, придумывать себе алиби или искать противоречия в логике обвинителя. Достаточно лишь громко закричать, что ваш оппонент — служитель дьявола, жулик, агент госдепа или беспринципный интриган, преследующий во всём корыстные цели. Доказательства не нужны, достаточно СИЛЫ ВНУШЕНИЯ. Так начинается мракобесие. Так в средние века зажигались костры инквизиции, а в Новейшее время — печи концентрационных лагерей.

Господин Гундяев прекрасно владеет этой технологией оправдания. Все обвинения в адрес «агрессивного либерализма» действуют чётко в рамках этой схемы. И никаких вразумительных аргументов и контраргументов мы до сих пор от него не услышали. К тому же теперь мы со всей ясностью видим, что такое Гундяев и чего можно ожидать от него дальше. Теперь совершенно очевидно, что РПЦ захвачена организованной преступной группировкой во главе с олигархом-Гундяевым, плюющим на все светские и церковные законы, дискредитирующим само понятие морали и нравственности, профанирующим учение Христа. И у этого человека ещё хватает наглости учить нас, как отличать Добро от Зла. Такая ситуация является совершенно катастрофической для будущего нашей страны, которую откровенно толкают в пучину средневекового мракобесия, и мы просто обязаны что-то с этим сделать. Ясно, что этот человек просто не имеет права быть патриархом и уж тем более обвинять кого либо в совершении греха.

В этой статье затронута лишь верхушка айсберга. Мы рассмотрели деятельность человека, который сегодня является лицом Русской Православной Церкви. В принципе, этого достаточно, чтобы сделать определённые выводы о той атмосфере, которая царит в нынешней церкви. Однако, чтобы иметь более ясное представление об этой организации, нам придётся более глубоко погрузиться в проблему. Поэтому в дальнейшем мы обязательно рассмотрим работу РПЦ как института в целом, и разберёмся, действительно ли она является «невестой Христовой», или чем-то (как считают многие верующие) СОВЕРШЕННО ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ.

NoNaMe

ФИНАНСОВАЯ ТАЙНА РПЦ МП

piramid-fin

Эксперты оценивают доходы Русской Православной церкви в миллиарды долларов, однако официальные данные по-прежнему остаются закрытыми.

«Патриархия совершенно закрыла всю статистику, откуда они берут деньги, остается большой тайной. Думаю, что это пожертвования от псевдогосударственных организаций типа «Газпрома» и, может быть, частично прямое государственное финансирование», — отмечает научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин.

По сообщению Русской службы Би-Би-Си, 10 лет назад Н. Митрохин оценил доходы РПЦ в целом примерно в 500 миллионов долларов. «Теперь же вместе с общим ростом экономики России, Украины и других стран русского православия в долларах или евро цифры выросли чуть ли не на порядок», — считает эксперт.

По заявлению представителей РПЦ, Московская патриархия, помимо пожертвований, получает доходы в основном от двух предприятий: фабрики церковной утвари «Софрино» и гостиницы «Даниловская» при Свято-Даниловом монастыре в Москве.
Однако известно, что Московская патриархия также участвует в управлении по крайней мере двух банков. Так, совет директоров банка «Софрино» с активами в 4,15 млрд. рублей возглавляет директор одноименного церковного предприятия Евгений Пархаев.
Кроме того, акционерами банка «Пересвет» (активы — более 50 млрд. рублей) являются Московская патриархия, ее Отдел внешних церковных связей, а также Калужская епархия.

По данным СМИ, тесно связан с РПЦ был и Международный банк Храма Христа Спасителя, в 2008 году переименованный в Bankhaus Erbe.

«Христианство, действительно, запрещает ростовщичество, но очень многие христианские церкви участвуют в банковских операциях, и никакого противоречия в этом не видят. Ни у кого это не вызывает никаких вопросов, ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения вероучения, поскольку церковь четко отделяет ростовщичество, то есть хищнический банковский процент, от банковского процента, который необходим для поддержания нормального функционирования банковской системы», — прокомментировал секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Московской патриархии Павел Шашкин.

Для участия в других коммерческих проектах несколько лет назад был создан Центр инвестиционных программ РПЦ. В 2007 году эта организация провела в Берлине, Брюсселе и Лондоне презентации своих проектов, которые включали инвестиции в строительство жилых и офисных зданий в Москве и других городах, а также создание агропромышленных предприятий при монастырях.

При этом подавляющее большинство информации о коммерческой деятельности РПЦ и доходах от нее остается закрытым.

«Я не вижу никаких логических оснований для того, чтобы Московская патриархия или епархии публиковали свои финансовые данные. Церковь — это не государственное учреждение и не коммерческое предприятие, и у церкви нет никаких обязательств, ни моральных, ни формальных, обнародовать свой бюджет», — заявил секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Московской патриархии.

Юга.ру

Православие в Законе

maxresdefault

Россия, XXIвек. Режим “суверенной демократии”, нуждающийся в идеологическом оправдании своих действий, тайно принимает решение о клерикализации: массовой культивации религиозности граждан, полностью попирая основной светский закон – Конституцию.

От передовых достижений в науке и космосе держава медленно скатывается в феодальное средневековье. Правители “успешно” сочетают воинствующее воцерковление с модернизацией экономики и «гарантиями» свободы совести. Заполняя собой идеологическую лакуну, духовные гегемоны стремительно врываются в гражданское общество: в школу, науку, армию, стремясь заменить светские законы общества религиозными понятиями. Кроме реституции несметных земных благ, в стране развязана настоящая «война» и с инакомыслием. Под знаменами «православия» уже слышен топот сапог тысяч «воинов христовых», уже звучат призывы «карать и стрелять».

Всего в фильме можно услышать мнение более двадцати спикеров, среди которых академик Е.Б. Александров, доктор философских наук А.П. Назаретян, кандидат юридических наук С.А. Бурьянов, профессор военной академии С.И. Иванеев, депутат законодательного собрания И.И. Комолова, меценат и общественный деятель В.А. Бондаренко, писатель и режиссер А.Г. Невзоров, протоиерей В.А. Чаплин. Автор фильма намеренно уходит от оценочных суждений, предлагая зрителю самому сделать выводы.

Рекомендуется в качестве учебного пособия и материала для дискуссий по темам свободы совести, светского государства, клерикализма.

Посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации.

Добавить комментарий