Vladimir Putin, Patriarch Kirill

Оттого что церковь Божию
Святотатственной рукой
Приковала ты к подножью
Власти суетной, земной…
А.С. Хомяков

«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься,
ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе,
то он оставался бы до сего дня» (Мф 11,23)

Слова сквозь слёзы

Наверное, не всякому понятен специфический церковный язык Патриарха Кирилла, которым он пытается выразить свои нехристианские идеи. Каким образом совершается сие, я попытаюсь осмыслить в этих размышлениях. Мне очень хочется поделиться своими переживаниями не только с верующими людьми, но и с теми, кому дорого культурное наследие наших славянских стран, кому дороги отношения между людьми. Ведь голос Русской Церкви сегодня звучит так громко, что его слышат не только те, кто ходит в храм. Очень хочется, чтобы люди не судили о высокой духовной традиции Православной Церкви, исходя из богословских фальсификаций и искажения Московской Патриархией духовных основ христианской проповеди. Любая доктрина рано или поздно отживет свой век, а люди все равно будут приходить в храм, потому что ко Христу приводит Отец Духом Святым, и очень часто вопреки, а не благодаря церковникам.
Взывать к совести одержимого страстью человека – все равно, что пытаться перекричать поезд. Зло, которое накапливалось в сердцах людей в коммунистическую эпоху, должно было когда-то выйти наружу. Значит, необходимо запастись терпением. Кровь и страдания простых людей, доверяющих Православной Церкви, не дают умолчать о церковном бескультурье, ставшим за эти постсоветские годы для нас обыденным, как язва, к которой привык, и лишь время от времени подлечиваешься. Добродетели нужно учиться, прилагая усилия, а всякая идея, долгое время витающая в воздухе, легко оседает в сознании, и, питаясь страстью, заплодоносит со временем каким-нибудь страшным делом. Почва для таких дел заранее готовится; к примеру, после исповеди в одной известной лавре на Украине батюшка, по отпущении грехов, благословляет почитать не практические в духовной жизни письма Иоанна Крестьянкина, а бестселлер «Россия перед вторым пришествием».

Таких примеров можно привести очень много. Какие только безумия не приписывают Серафиму Саровскому, Матронушке Московской и Лаврентию Черниговскому! Каких только персонажей не придумывают по типу загадочного старца Антония; какими только необычайными свойствами не наделяют обычных и часто неадекватных людей (воин Родион, Славик Чебоксарский и проч.); и всё лишь для того, чтоб возвести ореол святыни над чувством национальной гордыни.

Наша Церковь глубоко инфицирована вирусом «политического православия», который отравляет церковную жизнь от верха до самого основания. Мы, верующие УПЦ и РПЦ, в первую очередь ответственны перед обществом за все, что творит Патриархия. И наша поверхностная церковность сопутствует ее заблуждениям. Мы теряем Церковь, доверие христиан и любовь простых людей. Можно обойти разум человека бесчисленными словопрениями, но душу не обманешь, она смущается, чувствуя фальшь современной церковной мысли и проповеди. Нашим пастырям необходимо обратиться к людям по-человечески, не как к гражданам Святой Руси, а как к обычным грешникам, живущим в реальном мире. Русь – это историческое прошлое, мы живем в современности на Украине и молимся и о россиянах, и о мире во всем мире – и что же, этого мало? Неужели Господь только когда-то был с нами в романтической древней Руси, а ныне нас покинул только из-за того, что наши люди ездят за границу отдыхать и отдают своих детей учиться в европейские университеты? Слишком высока цена человеческой жизни, чтобы её разменивать на фальшивую монету нынешней российской общенациональной утопии. Бесценен для меня чистый источник православия, отравленный сейчас идеологией Русского мира.

Христос живет среди верующих в Него людей во всяком месте и во всякое время. Он приходит и обитает там, где Его призывают, и, когда приходит, не спрашивает гражданства. Он не оставит украинцев за то, что они постсоветского православия не понимают. Мы испокон веков причащались Святых Христовых таинств, соблюдали посты – и в этом для нас Церковь. Политические расчеты Патриарха Кирилла клином врезались в нашу церковную жизнь и начинают плодоносить расколами. Отождествлять православие с Россией, а Церковь с патриархией – это манипуляция священными словами, дабы сталкивать людей лбами. Во Христе нет ни европейца, ни россиянина, ни украинца. Кто-то хочет, чтобы мы главу свою склонили не перед Христом, а перед могучей и великой Империей. Мы любим Церковь и для нас чуждо… нет, не русское православие, а политический миф Патриарха Кирилла, маскирующийся под церковное учение.

События прошлого и этого года подсказывают, что нынешнее отношение России к Украине можно назвать младостарчеством. Наступил игумен тучный послушнику на ногу, а когда тот возопил от боли, старец недоуменно спрашивает: «А почему ты у меня прощения не просишь? Послушание, брат, выше поста и молитвы, хоть и Церковь у вас канонична, и исповедуете вы Символ Веры Никео-Цареградский, но если не откажетесь от здравого смысла, в Царствие Небесное, то есть в цивилизацию Святой Руси не попадете». В Евангелии изображен Пастырь, Который идет, рискуя Своей жизнью, за заблудшей овцой. Нынче не евангельские времена и все наоборот, овцы от первоиерарха бегут.

Последнее время архиереи УПЦ ездят в Москву чаще, чем совершают объезд своих епархий, сея этим смущение в душах пасомых. С самого начала смуты Патриарх боялся к нам приехать с архипастырским визитом, хотя необходимость в этом была очень большая. Сейчас уже поздно, его, откровенно говоря, не хотят видеть, и в этом «украинская пропаганда» не виновата. Ведь даже если на хороших людей клевещут, от этого их рейтинг в глазах людей только возрастает. Патриарх сам не едет к нам, возможно потому, что в глаза смотреть людям стыдно, а может, боится выдать свои истинные намерения, проговориться. «Политика – дикий зверь, поедающий молодой виноградник Божий» (Архиепископ Леонид (Краснопевков), секретарь св. Филарета Московского).

Политическая риторика и церковная гомилетика

Не для того пишу, чтобы соседям насолить, а понуждаем говорить своей совестью. Не могу без боли в сердце смотреть, как россияне свою же собственную Церковь уничтожают, а у нас лишь судорогами отдает. Ситуация на Украине этот факт лишь приоткрыла, эту давнюю рану обнажила. Патриарх превращает Церковь в распухшую бюрократическую, хорошо контролируемую систему, в которой ставит на посты рафинированных функционеров. Я вынужден сегодня разделить для себя два понятия – Русская Церковь и бюрократическая система РПЦ производства Патриархии. Церковно-политическая элита, пользуясь преданиями старцев, разными легендами да сказаниями, нередко извращая Писание и святоотеческую мысль, создает нелепые, по духу языческие, «православные» мифы, идеологемы и мифологемы. За это все мы лишь Богу ответ дадим, и те, кто эту чушь производил, и те, кто безрассудно ее потреблял. Эта муть очень долго жила в нашем церковном сознании, в сегодняшнем конфликте она просто показала свой истинный лик, возродилась с новой силой. Речи Патриарха – это уже не проповеди, а обычная пропаганда чьих-то личных политических интересов. Но какая горькая ирония: если в фашистской Германии, например, национальной стилизацией и популяризацией имперской политики занимался Геббельс, то в современной России это делает православный Патриарх. Красноречивым подтверждением позорного идейного слияния Церкви и государства является акт награждения Патриархом идеологического рупора России Дмитрия Киселева.

Говорят, что Патриарх не благословляет войны с Украиной. Да, он умный человек, и ничего не делает прямо. Он благословляет борьбу за «многонациональную цивилизацию Русского мира»; «Украина и сегодня, и в будущем может послужить исполнению замысла Божия о Руси. Она призвана быть ответственной наследницей Руси и созидать Русский мир на равных совместно с другими его наследниками. Если мы не на словах, а на деле сообща предложим свой опыт интеграции, то, верю, Русский мир принесет свой вселенский плод». Опыт интеграции у нас один – советский, не предусматривающий референдумов и свободного произволения человека. Все же, многие испытывают тоску по советским временам, и Патриарх умело льстит их несбыточной мечте о возвращении майских парадов и дешевой газировке. Он не философ, созидающий систему мысли. Он идеолог, который конструирует миф, чтобы люди верили во власть и исполняли её веления, как волю Божию, потому как «праведная власть … следует настоящим ценностям и направляет человека и общество к Богу».

Праведные властители следуют сему провиденциальному замыслу, и плоды их трудов мы обильно пожинаем на Украине. Нет, Патриарх не благословляет, он вдохновляет русскую православную рать своим словом, ведь бойцы «народного ополчения» открыто провозглашают, что они борются за Русский мир, за единую Россию, за славянские ценности. Кто им оружие дал, можно с уверенностью предположить, но вот интересно, где они услышали лозунги, вдохновляющие их на войну? В России это звучит в Церкви, об этом говорят церковные лидеры. Патриарху остается собирать плоды своих идеологических сеяний, а нашей местной иерархии докладывать о количестве панихид на приходах УПЦ.

Патриарх говорит как опытный политик – так, что невозможно сразу понять, когда он церковный пастырь, а когда сокровенный чиновник госаппарата. Попробуем разделить эти две ипостаси. Есть искусство церковной проповеди, которое называется гомилетика. Проповедь по существу своему является толкованием Евангельских сюжетов и поэтому проповедь Христоцентрична. Её построение очень простое: начало берется из евангельского отрывка, предлагаемого Церковью на этот день, потом приводится пример жизни по Христу святых или простых людей, ну и в конце делаются практические выводы. Но речи Патриарха Кирилла построены по другому принципу, хотя тоже ведут к практическим результатам. Есть такая наука риторика, которую изучают политики и психологи для эффективного влияния на людей, а современные пиар технологии позволяют достигнуть максимальной эффективности влияния на психику человека.

Речи нынешнего Патриарха не подчиняются законам гомилетики и не попадают под определение проповеди. Это пропаганда идеи Русского мира, построенная в традициях тоталитарной риторики с обилием слоганов, которые легко запоминаются и долго не вылезают из головы, становясь привычным и даже естественным компонентом речи. В определенной последовательности, исторически и причинно-следственно, выстраивается цепочка идеологемы, например «доминанта святости», «цивилизационный выбор Князя Владимира», «ценности русского мира», которые нужно защищать от «секулярного мира», который есть «западный», и из «запада» уже «делались попытки его уничтожить». Но мы – «Святая Русь», мы выстоим и «защитим православие», потому что там, где русских, то есть православных, недолюбливают или притесняют, – притесняют русскую святыню. И как русский православный человек может спокойно сидеть дома, если на Украине происходит «дискриминация по вероисповедному и национальному признаках»? О Христе Патриарх говорит редко и вскользь. Его идеология пользуется религиозным лексиконом, историческим опытом и уже существующими в обществе ценностями, дабы творить новую действительность. «Сегодня наша страна находится на пороге нового исторического выбора, нового этапа развития. В этот момент мы должны подумать над тем, как не копировать что-то по старым шаблонам, а, возвышаясь до уровня подлинного социального творчества, прийти к новому мировоззренческому синтезу» (Патриарх Кирилл). В каждой проповеди, в каждом выступлении на этих слоганах-симулякрах ставится особое ударение, отнюдь не на образе Христа, а на необходимых, уже сделанных оратором вместо слушателей выводах, делается мощный эмоциональный напор. Любая идеологема благодаря языку становится частью внутреннего мира человека, прослушав, человек уже не может об этом не думать. Дрова уже положены в печь, главное теперь зажечь и поддерживать в топке огонь.

Патриарх умело использует стилистический прием противопоставления, игры на контрастах: «Сейчас приходят трагические сведения о том, что иногда, допрашивая людей, эти люди из иного лагеря, которые не приемлют понятия Русский мир, спрашивают, искушая человека, не являешься ли ты сторонником Русского мира. И если тот мужественно отвечает, что да, его уничтожают. Ну а если сил не хватает сказать «да», человек молчит или говорит что-то, что приятно услышать истязателям». Как трогательно сказано, какой прекрасный сюжет для новой мифологии Святой Руси! Осталось к таким излияниям прилепить фото воина народного ополчения, выносящего изнасилованную «бандеровцами» девочку из пылающего Донецка. Нет, Патриарх не лжет, он этой войны не благословляет, он всего лишь следует текущей политике Российского правительства и профессионально использует методику пиар-технологий в своих выступлениях. А незаконным военизированным формированиям с православными иконами на знаменах он просто не делает отеческих замечаний, ведь это его истинные духовные чада, защищающие Русский мир. Нас же, православных украинцев, служащих в законной армии, следует побранить примерно так: у вас может быть Отечество – Россия, потому, что вы славяне, но у вас не может быть родины – Украины, потому что это часть цивилизации Русского мира. А у нас на Украине наоборот, православных обычно спрашивают:
– Ты кто?
– Я православный христианин.
– Да нет, какая у тебя приписка МП или КП?
– Я хожу в Украинскую Церковь, которую возглавляет митрополит Онуфрий.
– А, так ты русский!
– Да нет, в Украине родился, надеюсь тут и умереть.
– Какой же ты украинец, если в русскую Церковь ходишь?!

В любой идеологии превозносят одних и унижают других, и таким образом поддерживают боевой «духовный» тонус. «Одно это понятие — Русский мир — выводит из себя наших противников», утверждает Патриарх Кирилл. Такими методами в Советском Союзе культивировали ненависть к окружающему миру и благодаря этому внутренне, душевно спаивали в безликий монолит людей. Ведь люди смотрели телевизор с благоговением, как батюшку испокон веков на Руси слушали. И сейчас человек не ожидает и не готов внутренне услышать с амвона политические речи, его сознание максимально некритично настроено, ведь в святом месте произносятся святые слова. Вместо Христа в Церкви на проповеди предлагают «славянские ценности», а ценности, как известно можно легко продать. Такие вещи просто накручивают психику людей, как будильник, который в определенное время зазвенит. А человек запоминает не столько слова, сколько внутреннюю логику идеологического посыла. Он, не думая, слушает, потому что здесь мыслить невозможно, и, не выбирая, не сомневаясь в себе действует, потому что докладчик своими словами зажигает низкие страсти. Мифологизация сознания человека всегда приводит к слепой, фанатичной вере. Гиперболизируя веру в себя, в свои силы, люди обретают веру в тех, кто воплощает на практике эту примитивную картину мира: «цивилизация добра – Россия» и «цивилизация зла – весь остальной не русский мир». Итак, каков твой нравственный «цивилизационный выбор»? Понятно какой! После прослушивания на одном дыхании пламенных речей проповедника в душе возникает не смиренное чувство причастности Церкви, а ощущение принадлежности к «великому государству». Все сложные нравственные вопросы представляются настолько упрощенными, что не далеко и до бессловесных докатиться – слушай – молчи – действуй. Идеология не может открывать для человека качественно новую глубину познаваемого им мира, она суживает мировоззрение в рамках мифологемы и дает оценку: «Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности» (Патриарх Кирилл).

Никакой высокой парадигмы в прагматичной философии жизни Патриарха нет, над ней работает не мысль богослова, а институт пиар-менеджеров. Доктрина русского мира – это ведь политический новодел. Речи Патриарха это хрупкий синтез исторических противоречий – СССР – советское самодержавие Святой Руси: «Древняя Русь, Святая Русь – доминанта святости и высоты человеческого духа. Мы обозначили эту ценность словом вера. Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. И мы нашли слово, которым покрывается эта реальность, –державность. Затем революция. Мы ответили: было стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала. А в советское время? … Мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было – солидарность» (Патриарх Кирилл). «Вера», «державность», «справедливость», «солидарность»… Ни словом, ни духом о Христе не вспоминается в этой фундаментальной речи. Слово – носитель духа, который живет в произносящих это слово. Я не знаю, может ли жить Святой Дух в словах, боящихся Христа.

Когда бы Патриарх не говорил, будь то двунадесятый праздник, будь то Пасха или Рождество, вы услышите те же слоганы, и сделаете те же выводы. К непривычным в храме словам люди со временем привыкают, а потом считают их нормой проповеди, а со временем и обычным, природным явлением в жизни. Наконец, после мощной апологетики идеологии цитатами из Священного писания, она становится истинной.

Сегодня богословие становится достоянием одного лишь клерикального сословия, обслуживающее идеологический аппарат. Хоть все мы, современные христиане, умные книжки читаем, доступ к информации имеем, но вот правильное понимание мира только Патриархия уполномочена давать, согласно курсу заданного государством. Кто с этим не согласен, например о. Андрей Кураев… – того на заслуженный отдых отправляют или именуют модернистом или предателем (наверное, недалеко то время, когда обозвут и троцкистом). Складывается ощущение, что все нынешние богословские школы России только тем и занимаются, что раздвигают границы церковной проповеди, дабы вместить личные взгляды Патриарха. Благодаря теологическим фальсификациям, всем верующим в Бога и верящим Патриархии кажется, что политика российского Президента священна, а его агрессия праведна. Только если ложь в устах политика это обычный инструментарий, то из-под куколя Патриарха это выглядит как пятно на белоснежном хитоне Христа.

Между смирением Христа и гордыней мамоны

Люди, хоть и живут по-разному, но грешат одинаково. Диавол, заметив сию закономерность нашей душевной организации, поселил помысел: «Не сомневайся в себе, у тебя так не будет, как у всех, ты исключительная личность». Он запечатлел её на камне человеческой гордыни и поставил на перекрестке исторических путей. Казалось, что выбора нет, что рок властвует над человеком: люди, народы и империи тысячелетиями делают одно и тоже, страдают одним и тем же, но в то же время каждый уверен, что он нечто особенное, что обычные человеческие ошибки несвойственны для него. Какая интересная философия жизни: мы стремимся жить по всеобщим стандартам благополучия, брать, как говорится, от жизни все, но считаем себя при этом чем-то из ряда вон выходящим – не от мира сего.

Так происходит как в частных, так и во всечеловеческих масштабах. Вот однокурсник развелся на днях, а совсем, казалось бы, недавно, когда женился и побывал на пике счастья своего, веровал, что ему не грозит провал, что общечеловеческие слабости ему не свойственны: «У нас, дорогая, все наверняка будет по-другому, ведь такой любви как между нами не было никогда и ни у кого». Вот и в России сегодня великая любовь между Церковью и государством, которая, что характерно для влюбленных, приводит к слепой неприязни ко всему остальному «секулярному», то есть «нерусскому» миру. Даже самый грустный поступок я буду чтить подвигом, если это совершила моя любимая. Московская Патриархия только тем и занимается, что всеми силами налаживает дипломатические соглашения между Христом и мамоной. Дело, конечно, гибельное, но прибыльное, вот и бьется рыба о камень до звона в ушах. Господь в Евангелии заповедал, чтобы прежде всего Его любили, Его чтили, а в Нем все остальное найдут. Не потому, что требует всего для Себя, а для того, чтобы предмет ограниченных желаний человека не обманул его безграничных надежд, чтобы естественные вещи не почитались выше естества, чтобы мамоне не кланялись вместо Христа.

Широким историческим путем самовлюбленности до самозабвения шла и проваливалось в бездну цивилизационного хаоса не одна империя. Языческая или христианская держава, которая пыталась построить Царство Божье на земле, всегда внушала, что её народ – богоносец: «У них не получилось, но у нас получится; мы не такие, как все остальные нормальные люди, мы избранные, на нас печать Святого Духа». Одна лишь ойкумена, живая земля осталась – Россия, там, где православие процветает, а все остальное вне наших границ – пустыня: янки (американцы), раскосые китайцы, укры, жидомасоны и непокоренные финны… «Русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – народ особенный, – писал Н. Бердяев. – Мессианская идея проходит сквозь всю русскую историю, вплоть до коммунизма. Мессианизм почти также характерен для народа русского, как и для народа еврейского».

В Евангелии Господь нелестно упомянул еврейский город Капернаум. На то время это был один из процветающих городов Римской империи, в котором Он жил и проповедовал. Это был такой островок богобоязненной Иудеи в море языческого разврата, город (по-еврейски «капер»), который был назван в честь пророка Наума. Этот пророк взывал в свое время к евреям: «Не ставьте идолов языческого древлего благочестия в Божьем храме, Господь Израиля вам иную жизнь предлагает». Христос – эта жизнь небесная, явилась людям посреди града земного на улицах весей и городов. И что же евреи? Как они жили да Господа прославляли в Капернауме? Спокойно ходили в Иерусалим приносить жертвы Иегове, Богу отцов своих, а в свободное от богоугождения время наслаждались всеми благами римской цивилизации, на которую при этом плевать хотели.

Не в ту же ли дуду ныне мы, православные, дудим? «Майбах» Патриарх всероссийский себе новый в Евросодоме приобрел, на Русский Народный Собор на нем прибыл и во всеуслышание объявил войну секулярному западному миру. Всё, как у жителей благочестивого града Капернаума: кругом одни гои (язычники), которых нужно использовать, а вот водку с ними пить – упаси Боже, потом отмаливайся целый день, поклоны бей, на исповедь иди, – одно оскверненье, от гнева Божия освобождает лишь правильное ритуальное омовенье. Вот подождите, мы только чуть-чуть потерпим, окрепнем и расширим пределы православия (а славой Бога русского будет оружие наше), и пошлет Господь нам все то, что раньше было вашим. «Русский народ – самый смиренный народ в мире, – писал Хомяков. – Но у этого народа есть гордость своим смирением. Русский народ самый не воинственный, миролюбивый народ, но в то же время этот народ должен господствовать в мире». «Если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф 11, 23).

Если осмыслить в заданной Патриархом мифологеме борьбы миров, — русского и американского, добра и зла,- в современном мире, то увидим совершенно чёткую картину: происходит некое «духовное» противостояние Евро-Содома и Москвы — Капернаума. Евангелие открывает перед взором человака главною священную войну – борьбу со своими страстями. Святые отцы заповедуют быть милостивым к людям, одержимыми грехами, и строгим по отношению к себе. Ведь у славян есть святыня, которая облегчает духовную жизнь, дарует утешение. Господь с нас больше спросит, потому как виликое нам даровал. «Если бы в Содоме явлены были силы, явленные тебе», Киев и его Пещеры, Почаев и его Лавра, Псков, Дивеево… и златоглавая Москва. Зазывает Царь-колокол православных христиан на молитву, на литургии дьякон зычно мягким басом Апостол читает, на душу ложится сей ангелский тембр, да так, что даже тело оторопью пробирает: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». (1Кор 13,1).

Денис Таргонский

Добавить комментарий